Альбан Берг и Рихард Штраус: парадоксы рецепции

Аннотация

Статья посвящена проблеме рецепции Альбаном Бергом личности и творчества Рихарда Штрауса, одного из величайших композиторов первой половины ХХ века.
В начале века Рихард Штраус  становится одним из лидеров европейского модернизма и обладает безусловным авторитетом в кругу Шёнберга, что подтверждает паломничество нововенцев на австрийскую премьеру «Саломеи» в Граце в 1906 году.
Поворот к классицизму в опере «Кавалер розы» (1911) был истолкован шёнбергианцами как предательство модернизма. Штраус более не разделял экспрессиони стских идеалов своих младших современников, а в 1920-е годы резко критиковал атоналистов, называя их «большевиками». Смена парадигм в творчестве и эстетических взглядах Штрауса Берг воспринял с сожалением, во сторженное отношение к кумиру меняется на резко критическое. Сочинения Штрауса  становятся предметом издевки и сарказма, о чем свидетельствуют мемуары Зомы Моргенштерна. Тем не менее можно говорить о двух линиях берговской рецепции Штрауса. Внешне отношение к нему претерпевает эволюцию от восторженного преклонения к отрицанию и враждебности. При этом именно в зрелые годы Берг, возможно не отдавая себе отчета, воспроизводит многие образные и композиционные архетипы его творчества. Очевидны параллели «Саломея» — «Лулу», Домашняя симфония — Лирическая сюита, Альпийская симфония —  незавершенная пьеса «Ночь. Ноктурн» и многое другое.
Статья основана на обширном круге источников и архивных материалов, в числе которых  письма, дневники, черновые рукописи, заметки, наброски.

Использованная литература

1. Вагнер-Тренквиц К. Рихард Штраус в Вене / пер. с не м. Т. Верещагиной. Москва: Аграф, 2016. 237 с.

2. Векслер Ю. С. «Ночь (Ноктурн)». О неизве стной театральной пьесе А. Берга // Музыка в культурном пространстве Европы — России: События. Личность. История. СПб.: РИИИ, 2014. С. 236–259.

3. Векслер Ю. С. Альбан Берг и его время. Опыт документальной биографии. СПб.: Композитор, 2009. 1134 с.

4. Векслер Ю. С. О композиционном процессе А. Берга. Н. Новгород: Изд-во Нижегородской консерватории, 2017. 153 с.

5. Жисупова Ж. С., Ценова В. С. Драма сердца и 12 звуков: о Лирической сюите Альбана Берга. М.: Московская консерватория, 1998. 192 с.

6. Луначарский А. В. Рихард Штраус (Вступительная речь к циклу симфонических поэм в Большом театре) // Луначарский А. В. В мире музыки. М.: Советский композитор, 1971. С. 66–76.

7. Росс А. Дальше — шум. Слушая ХХ век / пер. с англ. М. Калужского и А. Гиндиной. Москва: АСТ: Corpus, 2014. 558 с.

8. Adorno Th. W. Opernprobleme // Th. W. Adorno Musikalische Schriften VI. Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1984. S. 470–475. (Gesammelte Schriften. Bd. 19 / hrsg. von R. Tiedemann und K. Schultz).

9. Adorno Th. W. Die Musikalischen Monographien. Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1971. 521 S. (Gesammelte Schriften. Bd. 13 / hrsg. von Gr. Adorno und R. Tiedemann)

10. Berg A. Prospekt des Vereins für musikalische Privataufführungen // Schönbergs Verein für musikalische Privataufführungen / hrsg. von Heinz-Klaus Metzger und Rainer Riehn. München: Text+Kritik, 1984. S. 4–7 (=Musik–Konzepte. Heft 36).

11. Berg E. A. (hrsg.). Der unverbesserlicher Romantiker: Alban Berg, 1885–1935. Wien: Österreichischer Bundesverlag, 1985. 200 S.

12. Brosche G. Richard Strauss und Arnold Schönberg. Mit unveröffentlichten Briefen // Richard Strauss Blätter. Neue Folge. Heft 2. Wien, 1979. S. 21–28.

13. Fischer E. Morgenstern, Soma // Neue Deutsche Biographie. Band 18. Berlin: Duncker & Humblot, 1997. S. 114–116.

14. Gmeiner J. Ideal und Bête noire: Richard Strauss — Alban Bergs beschädigtes Leitbild // Musica Conservata. Günter Brosche zum 60. Geburtstag / hrsg. von J. Gmeiner. Tutzing: Hans Schneider, 1999. S. 71–92.

15. Knaus H. (hrsg.). Alban Berg. Handschriftliche Briefe, Briefentwürfe und Notizen: Aus den Beständen der Österreichischen Nationalbibliothek. Wilhelmshaven: Noetzel, 2004. 339 S. (Quellenkataloge zur Musikgeschichte 29).

16. Knaus H.; Leibnitz Th. (hrsg.). Briefwechsel Alban Berg — Helene Berg: Gesamtausgabe; aus den Beständen der Musiksammlung der Österreichischen Nationalbibliothek. Wilhelmshaven: Florian Noetzel Verlag, 2012–2016. Bd. 1. 1907–1911. 748 S.

17. Knaus H.; Leibnitz Th. (hrsg.). Briefwechsel Alban Berg — H elene Berg: Gesamtausgabe; aus den Beständen der Musiksammlung der Österreichischen Nationalbibliothek. Wilhelmshaven: Florian Noetzel Verlag, 2012–2016. Bd. 2. 1912–1919. 728 S.

18. Knaus H.; Leibnitz Th. (hrsg.). Briefwechsel Alban Berg — H elene Berg: Gesamtausgabe; aus den Beständen der Musiksammlung der Österreichischen Nationalbibliothek. Wilhelmshaven: Florian Noetzel, 2012–2016. Bd. 3. 1920–1935. 763 S.

19. Kraus K. Seeigeleiers // Die Fackel. Jg. 26. Nr. 668–675. Dez. 1924. S. 127–138.

20. Lonitz H. (hrsg). Adorno Theodor W. — B erg Alban. Briefwechsel 1925–1935. Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1997. 384 S.

21. Morgenstern S. Alban Berg und seine Idole. Erinnerungen und Briefe. Lüneburg: zu Klampen, 1995.
408 S.

22. Szmolyan W. Die Konzerte des Wiener Schönberg–Verein // Schönbergs Verein für musikalische Privataufführungen / hrsg. von Heinz–Klaus Metzger und Rainer Riehn. München: Text+Kritik, 1984. S. 101–114 (=Musik–Konzepte. Heft 36).

23. Werbeck W. (hrsg.). Richard Strauss-Handbuch. Stuttgart: Metzler; Kassel: Bärenreiter, 2014. 583 S.

24. Werbeck W. Die Tondichtungen von Richard Strauss. Tutzing: Hans Schneider, 1996. 561 S.