В статье прослеживается эволюция итальянского концертного мадригала в первой половине XVII столетия с точки зрения соотношения поэзии и музыки; рассматривается влияние эстетики концертирования на текстомузыкальную форму. Показано, что в рассматриваемую эпоху собрания многоголосной музыки, озаглавленные как «Мадригалы», включали в себя, помимо собственно сочинений на поэзию высокой традиции (чьей структурной константой было присутствие одиннадцатисложника), также композиции на стихи в жанре канцонетты, отличавшиеся трофической структурой, использованием краткого, ритмически регулярного стиха. В первом случае высокому слогу и серьезности тона поэтического первоисточника соответствовала полифоническая сложность музыкальной ткани и пышность концертного стиля; во втором — краткие стихи и шутливый характер канцонетной поэзии воплощались в танцевальных ритмах и куплетной структуре с инструментальными ритурнелями. Сосуществование «высокой» и «низкой» поэзии в условиях эстетики концертирования привело к сближению и взаимопроникновению жанровых черт мадригала и канцонетты. В сочинения на высокую поэзию все чаще проникала танцевальная ритмика канцонетты, и наоборот, на канцонетные стихи стали сочинять масштабные композиции, демонстрирующие богатую палитру техник концертирования. В статье подчеркивается влияние эстетики репрезентативности, которое проявилось в концертном мадригале через усиление драматической роли музыки, в канцонетте — через смешение высокого и низкого стилей поэзии, ставшее одним из жанрообразующих элементов кантаты.
1. Джиллио П. Дж. О связи стихотворного размера и музыкального ритма в итальянской мелодике: от XVI к XIX веку / пер. А. Е. Кучиной // Научный вестник Московской консерватории. 2013. № 1. C. 6–29.
2. Катунян М. “Beatus vir” Клаудио Монтеверди: рефренный мотет в истории концертной формы // SATOR TENET OPERA ROTAS. Ю. Н. Холопов и его научная школа. М., 2003. С. 124–135.
3. Bianconi L. Music in the Seventeenth Century / transl. by D. Bryant. Cambridge: Cambridge University Press, 1987. 346 p.
4. Chiabrera G. Maniere, scherzo e canzonette morali / a cura di Giulia Raboni. Fondazione Pietro Bembo–Ugo Guanda, Milano–Parma, 1998. 191 p.
5. Comelli M. La questione della “gravitas” // M. Comelli. Poetica e allegoria nel “Rinaldo” di Torquato Tasso: risorsa elettronica. URL: http://ledibooks.com/rinaldotasso/frontmatter/3‑la-questione-della-gravitas/ (дата обращения: 28.11.2014).
6. DeFord R. The Influence of the Madrigal on Canzonetta Texts of the Late Sixteenth Century // Acta Musicologica. Vol. 59. Fasc. 2 (May — Aug., 1987). P. 127–215.
7. Einstein A. The Italian Madrigal: in 3 vols. // transl. by Alexander H. Krappe, Roger H. Sessions, Oliver Strunk. Princeton: Princeton University Press, 1949. 1121 p.
8. Giacobbi G. Ai cortesi lettori // Prima Parte de i Salmi Concertati a due, e più chori <...> Commodi da Concertare in diuerse maniere. In Venetia <…> 1609. URL: http://www.bibliotecamusica.it/cmbm/scripts/gaspari/scheda.asp (дата обращения 05.01.15).
9. Holzer R. R. Music and Poetry in Seventeenth Century Rome: Settings of the Canzonetta and Cantata Texts of Francesco Balducci, Domenico Benigni, Francesco Melosio, and Antonio Abati. Ph. D. Ann Arbor: Pennsylvania University, 1990. 1010 p.
10. Mabbett M. A. The Italian Madrigal in 1620–1650. Ph.D. L.: University of London, 1989. 296 p.
11. Ossi M. Claudio Monteverdi’s “Ordine novo, bello et gustevole”: The Canzonetta as Dramatic Module and Formal Archetype // Journal of the American Musicological Society, Vol. 45, No. 2 (Summer, 1992), P. 261–304.
12. Ossi M. Madrigals for two and more voices / The concerted madrigal / Madrigal // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd edition: in 29 vols. Vol. 15 / ed. by S. Sadie. L.: MacMillan, 2001. P. 561–563.
13. Piperno F. Marini Biagio // Dizionario Biografico degli Italiani — Vol. 70, 2008. URL: http://www.treccani.it/enciclopedia/biagio-marini_(Dizionario-Biografico)/ (дата об-
ращения: 20.12.14).
14. Ricciardi E. Torquato Tasso and Lighter Musical Genres: Canzonetta Settings of the Rime // The Journal of Musicology. Vol. 29 (2012). No. 4. P. 385–421.
15. Rose G. Polyphonic Italian Madrigals of the Seventeenth Century // Music & Letters. Vol. 47. No. 2 (Apr., 1966). P. 153–159.
16. Schmitz E. Zur Geschichte des italienischen Continuo-Madrigals im 17. Jahrhundert // Sammelbände der Internationalen Musikgesellschaft. Jg. 11 (1910). S. 509–528.
17. Tomlinson G. Monteverdi and the End of the Renaissance. Oxford: Clarendon Press, 1987. 280 p.