Серийный материал и его преобразование в опере Луиджи Даллапикколы «Улисс»

Аннотация

Опера «Улисс» Луиджи Даллапикколы — выдающееся явление музыкального театра XX века и наиболее значительное произведение первого итальянского композитора, освоившего и последовательно применявшего серийную технику. Опера содержит 10 двенадцатизвучных серий, которые в той или иной степени оказываются производными от главного ряда. В данной статье приводится подробный анализ серийного материала оперы и способы его мотивного преобразования.

Использованная литература

1. Бергсон А. Творческая эволюция. М.: ТЕРРА-Кн. клуб. 2001. 381 с.

2. Власова Н. Творчество А. Шёнберга. М.: Издательство ЛКИ, 2007. 528 с.

3. Даллапиккола Л. О моем опыте работы с додекафонией [Электрон. ресурс] / пер.П. Ступина (дата обращения: 15.10.2016).

4. Даллапиккола Л. О путях додекафонии / пер. Е. Дубравской // Композиторы о современной композиции: хрестоматия. М., 2009. С. 50–69.

5. Даллапиккола Л. Рождение оперного либретто [Электрон. ресурс] / пер. П. Ступина (дата обращения: 15.10.2016).

6. Денисов Э. Оперы «Узник» и «Улисс» Даллапикколы // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова / ред.-сост. В. Ценова. М.: МГК, 1999. С. 84–101.

7. Джеймс У. Психология. М.: Гаудеамус, 2011. 316 с.

8. Джойс Д. Улисс. М.: Эксмо, 2008. 928 с.

9. Дубравская Е. Луиджи Даллапиккола и его вокальная лирика: автореферат дис. … канд. иск.: 17.00.02. М., 2013. 25 с.

10. Дубравская Е. Луиджи Даллапиккола: Три лауды (1936–37) // Научный вестник Московской консерватории. 2010. № 1. С. 168–181.

11. Игнашёва О. Оперный театр Луиджи Даллапикколы (Идейно-образные и драматургические принципы): дисс. … канд. иск.: 17.00.02. Л., 1983. 252 с.

12. Кигель М. Джеймс Джойс и додекафонная техника Луиджи Даллапикколы (вокальные циклы 1940‑х — начала 1950‑х годов) // Северное сияние = AURORA BOREALIS: Альманах молодых ученых. Вып. 2. Петрозаводск, 2001. С. 84−94.

13. Кириллина Л. Луиджи Даллапиккола // История зарубежной музыки. ХХ век: Учебное пособие. М.: Музыка, 2007. С. 286–293.

14. Пруст М. В поисках утраченного времени: в 2 т. / пер. с фр. А. Франковского, А. Федорова, Н. Суриновой, Н. Любимова, А. Смирновой. М.: Альфа-книга, 2009. Т. I. 1246 с. Т. II. 1234 с.

15. Руднев В. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1999. 384 с.

16. Тараканов М. Музыкальный театр Альбана Берга. М.: Сов. композитор, 1976. 559 с.

17. Холопова В., Ю. Холопов. Музыка Веберна: Исследование. М.: Композитор, 1999. 368 с.

18. Alegant B. On the Twelve-Tone Road (1942–1950) // The Twelve-Tone Music of Luigi Dallapiccola. Rochester, N. Y.: University of Rochester Press, 2010. P. 9–28. (Eastman Studies in Music).

19. Dallapiccola L. Ulisse: opera in un prologo e due atti / Reduzione per canto e pianoforte di Franco Donatoni; deutsche Übersetzung von Carl-Heinrich Kreith. Milano: Suvini Serboni, 1968. 408 p.

20. Earle B. Dallapiccola and the Politics of Commitment: Re-reading “Il prigioniero” // Radical Musicology. 2007. Vol. II. 83 p.

21. Eckert M. Myth and Modernity in Dallapiccola’s “Ulisse” // The European legacy. 1996. Vol. I. № 4. P. 1585–1590.

22. Hees J. Luigi Dallapiccolas Bühnewerk Ulisse: Untersuchungen zu Werk und Werkgenese. Kassel: Gustav Bosse, 1994. 317 S. (Kölner Beitrage zur Musikforschung. Band 185.)

23. Sellors A. Expressing a certainty: musical and poetic imagery in Dallapiccola’s Ulisse: A dissertation submitted … for the degree of Doctor of Philosophy. University of London, King’s College, 2001. 672 p.