В состав публикации входят русский перевод «Разъяснения» Джулио Чезаре Монтеверди (1607) к письму его брата, Клаудио, «Прилежным читателям» (1605), и статья, в которой детально анализируется заключительный этап спора о второй практике. Защищая свои мадригалы от несправедливых нападок Джованни Мария Артузи, Клаудио Монтеверди оказался перед дилеммой: либо самостоятельно подвергнуть ревизии учение Джозеффо Царлино, либо присоединиться к лагерю его критиков — радикальных гуманистов, ратовавших за возрождение античного музыкального искусства. Внутренне далекий от утопичного проекта, начатого «флорентийской камератой» и продолженного в Риме Джованни Баттиста Дони, Монтеверди, тем не менее, попытался негласно использовать некоторые идеи реформаторов музыки, что предопределило уязвимость его учения о второй практике, эскизно изложенного в «Разъяснении». Критика, высказанная Антонио Браччино да Тоди (принято считать, что это псевдоним Артузи) во «Втором музыкальном рассуждении» (1608), затронула многие пункты этого учения, которые были действительно недостаточно продуманными и слабо аргументированными; переписка Монтеверди с Дони (1633–1634) свидетельствует о том, что композитор принял некоторые из замечаний оппонента. Тем не менее, исследователи данной полемики, априори полагавшие, что братья Монтеверди взяли в ней верх и считавшие «Разъяснение» ключом к пониманию творческого метода Клаудио Монтеверди, внесли свою лепту в дальнейшую мифологизацию представлений о второй практике.
1. Гораций. Собрание сочинений. СПб.: Биографический институт, Студия биографика, 1993. 447 с.
2. Игнатьева Н., Насонов Р. Позиция Дж. М. Артузи в споре о второй практике: ценности и интересы // Научный вестник Московской консерватории. 2016. № 2 (25). С. 84–107.
3. Из писем Клаудио Монтеверди / пер. с ит. Ю. Грамши, вступ. статья и коммент. И. Гамовой // Советская музыка. 1986. № 1. С. 104–111.
4. Лобанова М. Н. Западноевропейское музы кальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. 336 с. (Серия «Письмена времени»).
5. Ноговицына К. А. Madrigale concertato: новые поэтические формы в музыке североитальянских композиторов раннего барокко // Научный вестник Московской консерватории. 2015. № 2 (21). С. 36–73.
6. Artus G. M. L’Artusi, overo delle imperfettione della moderna musica ragionamenti dui. Ne’ quali si ragiona di molte cose utili, & necessarie alli moderni compositori. Venetia: Giacomo Vincenti, MDC. 13 p., 71 f.
7. Artusi G. M. Seconda parte del’Artusi, overo delle imperfettione della moderna musica. Nella quale si tratta de’molti abusi introdotti da i moderni Scrittori, et Compositori. Venetia: Giacomo Vincenti, MDCIII. [9], 56, 54 p.
8. Atkins K. The Illusion of the Prima Pratica and Seconda Pratica i n t he Music of Willaert and Rore: Master of Arts thesis. Chapell Hill: University of North Carolina, 2012. VI, 147 p.
9. [Bottrigari H.] Il Melone Secondo, overo Considerationi del M. Ill. Sig. Cavaliere Hercole Bottrigaro Intorno al Discorso di M. Gandolfo Sigonio Sopra i Madrigali, & i Libri dell’Antica Musica Ridutta alla moderna prattica da D. Nicola Vicentino. <…> Ferrara: Vittorio Baldini, [1602]. 39, [4] p.
10. [Braccino da Todi A.] Discorso secondo musicale di Antonio Braccino da Todi. Per la Dichiaratione della lettera posta ne’ Scherzi musicali del sig. Claudio Monteuerde. Venetia: Giacomo Vincenti, M DC VIII. 15 p.
11. Brauner Ch. S. The Seconda Pratica, or, The Imperfections of the Composer’s Voice // Musical Humanism and Its Legacy: Essays in Honor of Claude V. Palisca / ed. by N. K. Baker and B. R. Hanning. Stuyvesant, NY: Pendragon Press, 1992 (Pendragon Festschrift Series, No. 11). P. 195–212.
12. Carter T. Artusi, Monteverdi and the Poetics of Modern Music // Musical Humanism and Its Legacy: Essays in Honor of Claude V. Palisca / ed. by N. K. Baker and B. R. Hanning. Stuyvesant, NY: Pendragon Press, 1992 (Pendragon Festschrift Series, No. 11). P. 171–194.
13. Carter T. The Venetian secular music // The Cambridge Companion to Monteverdi / ed. by J. Whenham and R. Wistreich. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. P. 179–194.
14. Dell’Antonio A. Il divino Claudio: Monteverdi and Lyric Nostalgia in Fascist Italy // Cambridge Opera Journal. Vol. 8. No. 3 (Nov., 1996). P. 271–284.
15. [Desiderius Erasmus] Desiderii Erasmi Roterodami Opera omnia: Emendatiora et Auctiora, ad optimas editiones praecipue quas ipse Erasmus postremo curavit summa fide exacta, doctorumque virorum notis illustrata. Tomus Secundus, complectens Adagia. Lugduni Batavorum [i.e. Leiden]: Petri Vander Aa, M DCC III. [6] Bl., 1212 Sp., [14] Bl., 96 Sp.
16. Don Harrán. New Light on the Question of Text Underlay Prior to Zarlino // Acta Musicologica. Vol. 4. Fasc. 1 (Jan. — Jun., 1973). P. 24–56.
17. Fabbri P. Monteverdi / transl. by T. Carter. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. XV, 350 p.
18. [Ficino M.]. Compendium Marsilii Ficini in Timaeum // Omnia Divini Platonis Opera. Tralatione Marsilii Ficini <...>. Lugduni [i.e. Lyon]: Apud Godefridum et Marcellum Beringos, Fratres, M. D. XLVIII. P. 456–473.
19. Goldberg, Randall E. Where Nature and Art Adjoin: Investigations into the Zarlino-Galilei Dispute, Including an Annotated Translation of Vincenzo Galilei’s Discorso Intorno All’opere Di Messer Gioseffo Zarlino: Ph. D. Jacobs School of Music, Indiana University, 2011. X, 418 p.
20. Kesting M. Tasso und Monteverdi: Il Combattimento di Tancredi e Clorinda // Die Semantik der musiko-literarischen Gattungen: Methodik und Analyse: eine Festgabe für Ulrich Weisstein zum 65. Geburtstag / hrsg. von W. Bernhart. Tübingen: Gunter Narr, 1994. S. 21–34.
21. Kulawik B. Stilistische Vielfalt im italienischen Madrigal um 1600. 169 S. URL: http://www.bibliothek-oechslin.org/stiftung/team/kulawik/seconda-prattica (дата обращения: 25.02.2017).
22. La Via, S. Cipriano de Rore as reader and as read: A literary-musical study of madrigals from Rore’s later collections (1557–1566): Ph. D. Princeton University, 1991. 524 p.
23. [Marinoni G. B.] Fiori Poetici Raccolti nel Funerale del Molto Illustre e Molto Reverendo Signor Claudio Monte verde <…>. Venetia: Francesco Miloco, MDCXLIV. 71 p.
24. Monteverdi C. Alli Illustrissimi miei Signori, & Patroni osservandissimi, li Signori Accademici Intrepidi di Ferrara // C. Monteverdi. Il quarto libro de madrigali a cinque voci <…>. Novamente composto, & dato in luce. Venetia: Ricciardo Amadino, MDCIII. P. [1].
25. Monteverdi C. STUDIOSI LETTORI // C. Monteverdi. Il quinto libro de madrigali a cinque voci. <…> Col basso continuo per il clauicembano, chittarone od altro simile istrumento; fatto particolarmente per li sei ultimi & per li altri a beneplacito. Novamente composti, & dati in luce. Venetia: Ricciardo Amadino, MDCV. P. [24].
26. Monteverdi C. Lettere / a cura di É. Lax. Firenze: Leo S. Olschki, MCMXCIV. 219 p.
27. Monteverdi G. C. DICHIARATIONE DELLA LETTERA stampata nel Quinto libro de suoi Madregali // Scherzi musicali a tre voci, di Claudio Monteverde, raccolti da Giulio Cesare Monteverde suo fratello, & novamente posti in luce <…>. Venetia: Ricciardo Amadino, MDCVII. P. [42]–[45].
28. Ossi M. Claudio Monteverdi’s Ordine novo, bello et gustevole: The Canzonetta as Dramatic Module and Formal Archetype // Journal of the American Musicological Society. Vol. 45. No. 2 (Summer, 1992), P. 261–304.
29. Ossi M. Divining the Oracle: Monteverdi’s Seconda Prattica. Chicago: University of Chicago Press, 2003. XVIII, 280 p.
30. Owens J. A. Music Historiography and the Definition of “Renaissance” // Notes. Second Series. Vol. 47. No. 2 (Dec., 1990). P. 305–330.
31. Palisca C. V. Girolamo Mei: Mentor to the Florentine Camerata // The Musical Quarterly. Vol. 40. No. 1 (Jan., 1954). P. 1–20.
32. Palisca C. V. Vincenzo Galilei’s Counterpoint Treatise: a Code for the Seconda Pratica // Journal of the American Musicological Society. Vol. 9. No. 2. (Summer, 1956). P. 81–96.
33. Palisca C. V. The Artusi-Monteverdi Controversy // C. V. Palisca. Studies in the History of Italian Music and Music Theory. N. Y.: Oxford University Press, 1994. P. 54–87.
34. Palisca C. V. Music and Ideas in the Sixteenth and Seventeenth Centuries. Urbana and Chicago: University of Illinois Press, 2006. X, 302 p. (Studies in the History of Music Theory and Literature; Vol. 1).
35. [Plato] Divini Platonis Opera Omnia quae extant. Marsilio Ficino Interprete. <…> Genevae: Franciscum le Preux, M. D. XC. [28], 849, [30] p.
36. Siegele U. Cruda Amarilli, oder: Wie ist Monteverdis ‚seconda pratica‘ satztechnisch zu verstehen? // Claudio Monteverdi. Vom Madrigal zur Monodie. München, 1994. S. 31–102. (Musik-Konzepte 83/84).
37. Siegele U. Seconda pratica: Counterpoint and Politics // Journal of Seventeenth-Century Music. Vol. 18 (2012). No. 1. URL: http://sscm-jscm.org/jscm-issues/volume-18‑no-1/seconda-pratica-counterpoint-and-politics/ (дата обращения: 12.06.2017).
38. Tomlinson G. Madrigal, Monody, and Monteverdi’s “Via Naturale Alla Immitatione” // Journal of the American Musicological Society. Vol. 34. No 1 (Spring, 1981). P. 60–108.
39. Tomlinson G. Monteverdi and the End of the Renaissance. Berkeley, Calif.: University of California Press, 1987. XII, 280 p.
40. [Zarlino G.] Le istitutioni harmoniche di M. Gioseffo Zarlino da Chioggia: Nelle quali, oltra le materie appartenenti alla musica, Si trovano dichiarati molti luoghi di Poeti, d’Historici, & di Filosofi; Si come nel leggerle si potrà chiaramente vedere. Venetia: [Zarlino], M D LVIII. [12], 347 p.
41. [Zarlino G.] Sopplimenti Musicali del Rev. M. Gioseffo Zarlino, Maestro di Cappella della Sereniss. Signoria di Venetia: Ne i quali si dichiarano molte cose contenute ne I Due primi Volumi, delle Istitutioni & Dimostrationi; per essere state mal’ intese da molti; & si risponde insieme alle loro Calonnie. Con due Tauole, l’una che contiene i Capi principali delle Materie, & l’altra le cose più notabili, che si trouano nell’Opera. Terzo Volume. Venetia: Francesco de’ Franceschi, Sanese, M D LXXXVIII. [14], 330, [20].