Статья посвящена методическим аспектам рассмотрения феномена синестезии. Автор показывает различные возможности практического применения эффектов синестезии в музыкальнообразовательном процессе. Выделены основные психологические ступени работы с музыкальным слухом. Обозначены место и значение работы над синестезийным восприятием в контексте других форм тренировки различных типов музыкального слуха, в частности, стилевого. Раскрывается специфика взаимосвязи синестетических ощущений с эмоциями при восприятии музыки. Представлена таблица ведущих сенсорных субмодальностей (визуальных, аудиальных и кинестетических), которая окажет практическую помощь педагогу-музыканту, занимающемуся развитием музыкального слуха. Также даны рекомендации по использованию приемов работы с синестезией на разных ступенях музыкального обучения.
- Галеева Б. М., Ванечкина И. Л. «Цветной слух» и «теория аффектов» // Языки науки — языки искусства: Сб. науч. трудов. М.: Прогресс–Традиция, 2000. C. 139–143.
- Зеленина Е. О. Синестезия как проблема музыкальной педагогики: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2010.
- Карасева М. Сольфеджио — психотехника развития музыкального слуха. 1-е изд.: М.: Композитор, 2002. 376 с.; 2-е изд.: М.: Композитор, 2009. 360 с.
- Томашева А. А. Синестезия и её развитие у детей на учебных занятиях в музыкальной школе. Автореф. дис. ... канд. псих. наук.
- Davies St. Perceiving melodies and perceiving musical colors // Review of Philosophy and Psychology. Vol. 1 (2010). Issue 1. Р. 19–39.
- Hubbard Т. Synesthesia-like mappings of lightness, pitch and melodic interval // The American Journal of Psychology. Vol. 109. No. 2 (Summer, 1996). P. 219–238.
- Language, Vision, and Music: Selected papers from the 8th International Workshop on the Cognitive Science of Natural Language Processing, Galway, 1999 / ed. by P. McKevitt, S. Ó Nualláin, C. Mulvihill. Amsterdam: John Benjamins, 2002. XII, 433 р.
- Oxford Handbook of Synesthesia / ed. by J. Simner and E. Hubbard. Oxford University Press, 2013.
1104 p.