Настоящая статья представляет собой опыт реконструкции важного события в творческой биографии композитора мирового уровня — первого авторского концерта П. И. Чайковского, состоявшегося 16/28 марта 1871 года в Москве. На основании всех доступных документальных свидетельств, в числе которых и опубликованные воспоминания, и архивные источники, и материалы периодической печати, впервые детально воссоздана картина подготовки и проведения этого концерта, а также освещено его восприятие музыкальной критикой. Авторский концерт композитора рассмотрен в контексте распространенной в России в XIX веке практики бенефисных концертов, показана история формирования программы, установлен окончательный полный перечень прозвучавших сочинений, уточнен состав исполнителей, приведены ранее неизвестные газетные анонсы и рецензии, проанализированы финансовые итоги концертного мероприятия. В научный обиход введен до сих пор не учтенный в корпусе литературных работ П. И. Чайковского его перевод поэтического текста романса (mélodie) Э. Дюрана «Comme à vingt ans» («Как в двадцать лет»). Результаты представленного исторического исследования могут быть использованы при исполнительской реконструкции концерта.
1. Библиография жизни и творчества П. И. Чайковского. Указатель литературы, вышедшей на русском языке за 140 лет (1866–2006) / авт.-сост. С. А. Петухова. М.: Государственный институт искусствознания, 2014. 856 с.
2. Вайдман П. Е. Чайковский и его биографии: от века XIX к XXI // П. И. Чайковский. Забытое и новое: альманах. Вып. 2 / сост. П. Е. Вайдман, Г. И. Белонович. М: Интерграф Сервис, 2003. С. 11–48.
3. Васильев Ю. О процессе становления композиторского мастерства П. И. Чайковского в годы консерваторской учебы // Процессы музыкального творчества. Вып. 10: Сборник трудов РАМ им. Гнесиных / отв. ред. и сост. Е. В. Вязкова. М., 2008. С. 168–193.
4. Ведомости московской городской полиции. 1871. № 50. 8 марта.
5. Ведомости московской городской полиции. 1871. № 53. 11 марта.
6. Ведомости московской городской полиции. 1871. № 56. 15 марта.
7. Давидян Р. Р. Квартетное искусство: Проблемы исполнительства, теоретические основы, практический опыт. М.: Музыка, 1994. 318 с.
8. Джулиано Дж. Фирсов // Русские писатели, 1800–1917: Биографический словарь / гл. ред. Б. Ф. Егоров. Т. VI: С–Ч. М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Нестор-История, 2019. С. 469–470.
9. Дни и годы П. И. Чайковского. Летопись жизни и творчества / сост. Э. Зайденшнур, В. Киселев, А. Орлова, Н. Шеманин; под ред. В. Яковлева. М.; Л.: Музгиз, 1940. 744 с.
10. Домбаев Г. Творчество Петра Ильича Чайковского в материалах и документах / под ред. Гр. Бернандта. М.: Государственное музыкальное издательство, 1958. 636 с.
11. Зенкин К. В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. М.: Московская гос. консерватория, 1997. 509 с.
12. Кашкин Н. Д. Воспоминания о П. И. Чайковском. М.: П. Юргенсон, 1896. 163 с.
13. Кашкин Н. Д. Воспоминания о П. И. Чайковском / общ. ред, вст. ст. и примеч. С. И. Шлифштейна. М.: Музгиз, 1954. 227 с.
14. Клименко И. А. Мои воспоминания о Петре Ильиче Чайковском // П. И. Чайковский. Забытое и новое: альманах. Вып. 1 / сост. П. Е. Вайдман, Г. И. Белонович. М.: Мир и культура, 1995. С. 64–92.
15. Комаров А. В. Даргомыжский и Чайковский. Биографические и творческие пересечения // Даргомыжский, Вагнер, Верди: великие современники. Сборник статей к 200-летнему юбилею композиторов / сост. и отв. ред. Т. З. Сквирская. СПб.:
Издательство Политехнического университета, 2014. С. 56–70. (Петербургский музыкальный архив. Вып. 12).
16. Комаров А. В. Три пьесы П. И. Чайковского для скрипки и фортепиано opus 42. История текста. Инструментовка А. К. Глазунова // Чайковский: сб. статей / сост. и отв. ред. Т. З. Сквирская. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2021. С. 126–156. (Петербургский музыкальный архив. Вып. 15).
17. Корженьянц Т. В. Концертная жизнь: хронологическая таблица // История русской музыки: в 10 т. Т. VI: 50–60-е годы XIX века. М.: Музыка, 1989. С. 341–376.
18. Корреспонденции // Музыкальный сезон (газета критическая). 1871. № 20. 25 марта С. 5–6.
19. Ларош [Г. А.] Музыкальная хроника // Современная летопись: повоскресное прибавление к «Московским ведомостям». 1871. № 10. 15 марта. С. 6–9.
20. Ларош [Г. А.] Музыкальная хроника // Современная летопись: повоскресное прибавление к «Московским ведомостям». 1871. № 13. 12 апреля. С. 9–10.
21. Ларош Г. А. Концерт г. Чайковского 16 марта // Г. А. Ларош. Избранные статьи: в 5 вып. Вып. 2: П. И. Чайковский / отв. ред. А. А. Гозенпуд. Л.: Музыка, 1975. С. 32–33.
22. Малозёмова // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. III: Корто — Октоль. М.: Советская энциклопедия, 1976. Стб. 425.
23. Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: в 4 т. Т. III: Алфавитный указатель псевдонимов: Псевдонимы русского алфавита. Р–Я. М.: Изд-во Всесоюз. книжной палаты, 1958. 415 с.
24. Моисеев Г. А. Камерные ансамбли П. И. Чайковского. М.: Музыка, 2009. 295 с.
25. Моисеев Г. А. Содружество великих художников: Н. Г. Рубинштейн и П. И. Чайковский // Николай Рубинштейн и его время: альбом / ред.-сост. М. Д. Соколова. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2012. С. 95–104.
26. Моисеев Г. А. Церемония открытия Московской консерватории 1 сентября 1866 года. Опыт реконструкции // Научный вестник Московской консерватории. 2019. Том 10. Выпуск 3. С. 46–93. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2019.38.3.003.
27. Московские ведомости (утреннее издание). 1871. № 41. 24 февраля.
28. Московские ведомости (утреннее издание). 1871. № 43. 26 февраля.
29. Московские ведомости (утреннее издание). 1871. № 45. 2 марта.
30. Московские ведомости (утреннее издание). 1871. № 47. 4 марта.
31. Московские ведомости (утреннее издание). 1871. № 51. 9 марта.
32. Московские ведомости (утреннее издание). 1871. № 52. 10 марта.
33. Московские ведомости (утреннее издание). 1871. № 53. 11 марта.
34. Московские ведомости (утреннее издание). 1871. № 54. 12 марта.
35. Московские ведомости (утреннее издание). 1871. № 56. 14 марта.
36. Московские ведомости (утреннее издание). 1871. № 57. 16 марта.
37. Московские ведомости (утреннее издание). 1871. № 59. 18 марта.
38. Музыкальное наследие Чайковского. Из истории его произведений / ред. колл.: К. Ю. Давыдова, В. В. Протопопов, Н. В. Туманина. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958. 542 с.
39. Отчет Русского музыкального общества в Москве за 1870–1871. М.: Типография И. Е. Шюман, 1872. 103 с.
40. Познанский А. Н. Петр Чайковский: биография: в 2 т. Т. I. СПб.: Вита Нова, 2009. 605 с.
41. Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание первое: 1649–1825. Т. XVI (1762–1764): № 11908. URL: http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 15.09.2021).
42. Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание второе: 1825–1881 года. Т. XXIX. Отделение 1 (1854): № 27987. URL: http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 15.09.2021).
43. —р— [Фирсов Н. Н.] Музыкальная заметка // Московские ведомости (утреннее издание). 1871. № 49. 6 марта. С. 3.
44. Разные известия // Музыкальный вестник. 1871. № 4 (апрель). С. 8.
45. Сырейщикова А. А. Русские гастроли Берлиоза в истории российско-французских музыкальных связей (музыкально-критическая рецепция). Дисс. … канд. иск. М., 2017. 459 с.
46. Тематико-библиографический указатель сочинений П. И. Чайковского / ред.-сост. П. Е. Вайдман, Л. З. Корабельникова, В. В. Рубцова. 2-е изд. М.: П. Юргенсон, 2006. LXXX, 1107 с.
47. Туманина Н. В. Чайковский: монография: в 2 т. Т. I: Путь к мастерству. 1840–1877. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1962. 559 с.
48. Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Письма: в 18 т. 2-е изд., испр. и доп. Т. XI: Письма, 1871–1872 / ред. Н. П. Генералова. М.: Наука, 1999. 615 с.
49. Чайковский М. Жизнь Петра Ильича Чайковского. По документам, хранящимся в архиве имени покойного композитора в Клину: в 3 т. Т. I: 1840–1877. 2-е изд. М.; Лейпциг: П. Юргенсон, 1903. 573 с.
50. Чайковский П. И. Академическое полное собрание сочинений. Серия XVII–А. Переписка. П. И. Чайковский — Н. Ф. фон Мекк. 1876–1890: в 5 т. Т. II: 1878 / сост., науч.-текстол. ред., коммент. П. Е. Вайдман. Челябинск: MPI, 2017. XXII, 618 с.
51. Чайковский П. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. V: Письма, 1848–1875 / том подгот. Е. Д. Гершовским, К. Ю. Давыдовой и Л. З. Корабельниковой. М.: Государственное музыкальное
издательство, 1959. 518 с.
52. Чайковский П. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. VII: Письма, 1878 / том подгот. Е. Д. Гершовским и И. Г. Соколинской. М.: Государственное музыкальное издательство, 1962. 644 с.
53. Шабшаевич Е. М. Дирекция Императорских театров и московская концертная жизнь XIX века // Проблемы музыкальной науки. 2011. № 1 (8). С. 39–42.
54. Шабшаевич Е. М. Музыкальная жизнь Москвы XIX столетия и ее отражение в фортепианной концертной практике. М.: Композитор, 2011. 599 с.
55. Шабшаевич Е. М. Фортепианная музыка в концертной жизни Москвы XIX столетия. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2014. 648 с.
56. Correspondenz. Moskau // Neue Zeitschrift für Musik. 1871. Nr. 17. 21. April. S. 164–165.
57. Correspondenz. Moskau // Neue Zeitschrift für Musik. 1871. Nr. 21. 19. Mai. S. 204.
58. Dur und Moll. Moskau // Signale für die Musikalische Welt. 1871. Nr. 25. 23. Mai. S. 393.
59. Kohlhase Th. Neue Čajkovskij-Funde // Tschaikowsky-Gesellschaft. Mitteilungen 6 (1999). S. 9–15.
60. Moskauer Deutsche Zeitung. 1871. Nr. 24. 27. Februar (11. März).
61. Moskauer Deutsche Zeitung. 1871. Nr. 25. 2. (14.) März.
62. Moskauer Deutsche Zeitung. 1871. Nr. 27. 6. (18.) März.
63. Moskauer Deutsche Zeitung. 1871. Nr. 28. 9. (21.) März.
64. Moskauer Deutsche Zeitung. 1871. Nr. 29. 11. (23.) März.
65. Musikalisch-literarischer Monatsbericht über neue Musikalien, musikalische Schriften und Abbildungen. Lpz.: Verlag von Friedrich Hofmeister. Mai 1881. 28 S. (S. 105–132).
66. Tagesgeschichte. Wien // Neue Zeitschrift für Musik. 1871. Nr. 14. 31. März. S. 138.