Перевод, комментарий и вступительная статья С. Н. Лебедева
«Микролог» Гвидо (1026–1030) — один из самых значимых и часто цитируемых трактатов в истории западной музыкальной науки. Эта публикация содержит полный перевод «Микролога» на русский язык, с подробными комментариями, нотными примерами и другого рода иллюстрациями. Многочисленные loci obscuri в тексте Гвидо, неоднозначность его терминологии обусловили необходимость дать параллельно переводу оригинал (так называемая билингва), в целом по критическому изданию Й. М. Смитса ван Васберге. В приложении публикуется (также билингвой) анонимная интерполяция к 10-й главе «Микролога» (датируется XI веком), посвященная диесе, — это редкий для Средневековья пример описания практики использования микроинтервалов в григорианской монодии. Оба текста на русском языке публикуются впервые.
Благодарю друзей и коллег, в разные годы помогавших мне добывать рукописи Гвидо и вторичную литературу: Бернхольда Шмида (Мюнхен), Чезарино Руини (Болонья), Томаса Матисена (Блумингтон, шт. Индиана), Жана-Кристофа Жоливе (Париж), Юлию Владимировну Пушкину (Москва), Елену Евгеньевну Чернову (Регенсбург), Петра Юрьевича Трубинова (Хельсинки). Благодарю за ценные замечания Вячеслава Геннадьевича Цыпина (Москва), Алексея Юрьевича Зубова (Москва), Дмитрия Львовича Дорофеева (Воронеж).
1. Боэций А. М. С. Основы музыки / подготовка текста, перевод с латинского и комментарий С. Н. Лебедева. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2019. 428 с.
2. Брат Михаил. Диалог о музыке. Новое издание и комментированный русский перевод С. Н. Лебедева // Научный вестник Московской консерватории. Том 12. Выпуск 1 (март 2021). С. 8–35. https://doi.org/10.26176/ mosconsv.2021.44.1.001.
3. Брат Михаил. Диалог о музыке. Новое издание и комментированный русский перевод С. Н. Лебедева (Окончание) // Научный вестник Московской консерватории. Том 12. Выпуск 2 (июнь 2021). С. 8–33. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2021.45.2.001.
4. Брат Петр. Музыкальное искусство / подгот. текста, вступит. ст., пер. с лат. и коммент. С. Н. Лебедева // Научный вестник Московской консерватории. Том 10. Выпуск 2 (июнь 2019). С. 24–73. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2019.37.2.001.
5. Гвидо Аретинский. Микролог: Главы 7–9 / пер. с лат., примеч., вступит. ст. Ю. В. Пушкиной // Старинная музыка. 2005. № 1–2. С. 39–48.
6. Гвидо Аретинский. Пролог к антифонарию / пер. и коммент. С. Н. Лебедева // Музыкальная академия. 2023. № 1. 2023. С. 66–79. https://doi.org/10.34690/290.
7. Лебедев С. Н. Двое неизвестных и великий Гвидо // Научный вестник Московской консерватории. Том 10. Выпуск 2 (июнь 2019). С. 9–23. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2019.37.2.01.
8. Лебедев С. Н. Μουσικός-musicus-музыкант. Очерк музыкальной терминологии Боэция // Научный вестник Московской консерватории. Том 2. Выпуск 2 ( июнь 2011). С. 52–65. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2011.05.2.06.
9. Лебедев С. Н. Послание Гвидо: знакомый текст о незнакомом распеве // Научный вестник Московской консерватории. Том 6. Выпуск 1 (март 2015). С. 120–145. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2015.20.1.08.
10. Лебедев С. Н. Стихотворный трактат Гвидо Аретинского // Научный вестник Московской консерватории. Том 9. Выпуск 1 (март 2018). С. 8–33. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2018.32.1.01.
11. Монтероссо Р. О некоторых ритмико-метрических проблемах в «Микрологе» Гвидо Аретинского // Ars notandi. Нотация в меняющемся мире / ред.-сост. И. А. Барсова. М.: Московская гос. консерватория, 1997. С. 17–22 (Научные труды МГК им. П. И. Чайковского. Сборник 17).
12. Пушкина Ю. В. Трактат Гвидо Аретинского «Микролог» в контексте музыкальной культуры Высокого Средневековья: Дисс. <...> канд. иск. М., 2009. 292 с.
13. Федотов В. А. Начало западноевропейской полифонии: Теория и практика раннего многоголосия. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1985. 151 с.
14. Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. 2-е изд. СПб.: Лань, 2003. 542 с.
15. Холопов Ю. Н. Органный пункт // Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 4. М.: Советская энциклопедия, 1978. Стлб. 77–78.
16. Bower C. Review of: Hucbald, Guido and John on music: three medieval treatises <...> // Journal of the American Musicol
17. Expositiones in Micrologum Guidonis Aretini / edidit J. Smits van Waesberghe. Amsterdam: North-Holland Publishing Company, 1957. 176 p.
18. Ferreira M. P. Sing it right: Micrologus X, expanded edition // Io mi son giovinetta. Studi in ricordo di Leandra Scappaticci / a cura di L. Castelain, E. Condello e A. Manfredi. Roma: Treccani, 2021. P. 99–132.
19. Frutolfi Breviarium de musica et tonarius / hrsg. von C. Vivell. Wien: Hölder, 1919. 188 S.
20. Fuller S. Theoretical Foundations of Early Organum Theory // Acta Musicologica. Vol. 53. Fasc. 1 (Jan. — Jun., 1981). P. 52–84. https://doi.org/10.2307/932569.
21. Graduale triplex seu Graduale Romanum <...> ornatum neumis <...> Tournai: Abbaye Saint-Pierre de Solesmes, 1979. 918 p.
22. Gui d’Arezzo. Micrologus / traduction et commentaires par M.-N. Colette et J. C. Jolivet. Paris: Institut de pédagogie musicale et chorégraphique, 1993. 107 p.
23. Guido d’Arezzo. Le opere. Testo latino e italiano / introduzione, traduzione e commento a cura di A. Rusconi. Firenze: Edizioni del Galluzzo, 2008. LXXXVI, 190 p.
24. Guido d’Arezzo’s Regule rithmice, Prologus in antiphonarium, and Epistola ad Michahelem / a critical text and translation <...> by D. Pesce. Ottawa: The Institute of Mediaeval Music, 1999. VII, 616 p. (Musicological Studies, 73).
25. Guidonis Aretini Micrologus / edidit Jos. Smits van Waesberghe. [s.l.]: American Institute of Musicology, 1955. 243 p. (Corpus scriptorum de musica, 4).
26. Hermesdorff M. Micrologus Guidonis de disciplina artis musicae d.i. kurze Abhandlung Guidos über die Regeln der musikalischen Kunst. Trier: Commissions-Verlag der J. B. Grach’s Buchhandlung, 1876. 126 S.
27. Hucbald, Guido and John on Music: Three Medieval Treatises / trans. by W. Babb, ed. by C. V. Palisca. New Haven; London: Yale University Press, 1978. XIV, 211 p.
28. Lexicon musicum Latinum medii aevi / hrsg. von M. Bernhard. Bd. 2. 19 Faszikel: tractus — Z. München: Bayerische Akademie der Wissenschaften, 2016. VIII, 93 S.
29. Musica enchiriadis lateinisch und deutsch / übersetzt und hrsg. von P. Weber. Paderborn: Wilhelm Fink, 2016. 148 S.
30. Musica et Scolica enchiriadis una cum aliquibus tractatulis adiunctis <...> / edidit H. Schmid. München: Bayerische Akademie der Wissenschaften, 1981. XIV, 306 p.
31. Phillips N. Notationen und Notationslehren von Boethius bis zum 12. Jahrhundert // Die Lehre vom einstimmigen liturgischen Gesang. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2000. S. 293–624 (Geschichte der Musiktheorie. Bd. 4).
32. Sachs K.-J. Tradition und Innovation bei Guido von Arezzo // Kontinuität und Transformation der Antike im Mittelalter. Veröffentlichung der Kongressakten zum Freiburger Symposion des Mediävistenverbandes (1987) / hrsg. von W. Erzgräber. Sigmaringen: J. Thorbecke, 1989. S. 233–244.
33. Smits van Waesberghe J. The Musical Notation of Guido of Arezzo // Musica Disciplina. Vol. 5 (1951). P. 15–53. https://www.jstor.org/stable/20531824.
34. Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum / edidit M. Gerbert. Vol. I–III. St. Blasien: Typis San Blasianis, 1784. 350, 394, 416 p.