В публикации подробно описан малоизвестный эпизод из истории Международного музыковедческого общества, фрагмент переписки Ижини Ан- глеса и Жака Гандшина в июне 1949 года, накануне первого послевоенного кон- гресса IMS. В непростых условиях послевоенного времени, усугубившихся из-за внутренних противоречий между членами Общества, Англес предлагает краткую программу ближайших шагов, включающую пункты по расширению издательской деятельности и развитию трансатлантического сотрудничества между музыкове- дами. Реакция Гандшина, разочарованного в эффективности работы Общества и несогласного с конкретными изменениями его организационной структуры, выглядит достаточно сухой и скептической. Анализ переписки между учеными помогает понять, какие идеи Англеса были в той или иной мере воплощены в жизнь и как это повлияло на развитие музыковедения во второй половине прошлого века. Также в статье показано, что критическая позиция Гандшина и некоторых его коллег по отношению к деятельности Общества — несмотря на то, что в 1949 году они оказались в меньшинстве, — была учтена впоследствии, на Пятом конгрессе (1952); однако к тому моменту Гандшин дистанцировался от работы организации, сконцентрировав свою энергию на сотрудничестве с Американским институтом музыкознания в Риме.
1. Князева Ж. В. Жак Гандшин и первые послевоенные собрания Международного музыковедческого общества. По материалам переписки ученого // Научный вестник Московской консерватории. Том 14. Выпуск 2 (июнь 2023). С. 366–385. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2023.53.2.05.
2. Князева Ж. В. Из истории одной исчезнувшей диссертации // Opera Musicologica. 2011. № 1 (7). С. 40–76. http://old.conservatory.ru/files/OM_07_Knyazeva_full.pdf (дата обращения: 12.09.2023).
3. Князева Ж. В. Манфред Букофцер, Пауль Захер и базельский ординариат // Научный вестник Московской консерватории. Том. 9. Выпуск 4 (декабрь 2019). С. 162–193. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2019.39.4.006.
4. Князева Ж. В. Новые документы к истории европейско-американских диалогов послевоенного музыковедения. Лео Шраде, Жак Гандшин, Армен Карапетян // Новые документы по истории искусствознания: ХХ век. Вып. 2. 1940 — 60-е годы / ред.-сост. Ж. В. Князева. СПб.: Петрополис, 2018. С. 41–86.
5. Celestini F., Bohlman Ph. Acta Musicologica: A Brief History // The History of the IMS (1927–2017). Ed. by D. Baumann and D. Fabris. Kassel: Bärenreiter, 2017. P. 144–148.
6. Häusler R. 50 Jahre Internationale Gesellschaft für Musikwissenschaft // Acta Musicologica. Vol. 49. Fasc. 1 (Jan. — Jun., 1977). P. 1–27. https://www.jstor.org/stable/932548.
7. Kirnbauer M., Zimmermann H. «Wissenschaft in keimfreier Umgebung»? Musikforschung in Basel 1900–1960 // Musikwissenschaft — eine verspätete Disziplin? Die akademische Musikforschung zwischen Fortschrittsglauben und Modernitätsverweigerung / hrsg. von A. Gerhard. Stuttgart: J. B. Metzler, 2000. S. 321–346.
8. Kniazeva J. «A New Prosperity in Our Field Cannot Be Expected Unless the Scholars of Various Countries Pull Together»: Jacques Handschin and the American Institute of Musicology // Acta Musicologica. Vol. 92 (2020). No. 1. P. 72–92. http://muse.jhu.edu/article/758207.
9. Kniazeva J. Jacques Handschin in Russland: Die neu aufgefundenen Texte / hrsg. von M. Kirnbauer und U. Mosch. Basel: Schwabe, 2011. 1045 S. (Resonanzen: Basler Publikationen zur älteren und neueren Musik; Bd. 1.)
10. The History of the IMS (1927–2017) / ed. by D. Baumann and D. Fabris. Kassel: Bärenreiter, 2017. 167 p.