Генология позиционируется в филологии как важнейшая научная сфера и учебная дисциплина. Сам термин ввел в конце 1930-х годов Поль ван Тигем. Активное развитие генология получила после Второй мировой войны. Впоследствии в разработку генологической проблематики был вовлечен сравнительно новый материал — массовая литература и журналистика, а также кинематограф; важное направление связано с изучением речевых жанров.
В музыкознании в ХХ веке сформировалась собственная теория жанров, которая, с одной стороны, имела глубокие корни в истории музыкальной науки, а с другой, в своем современном становлении испытывала сильное влияние литературоведения. Но параллели с генологией возникли лишь к концу столетия (Иржи Фукач, 1993).
Сегодня сама постановка вопроса о музыкальной генологии становится весьма актуальной. За последние десятилетия область жанровой проблематики в музыкознании значительно расширилась, особенно в сторону прикладных исследований и разработок, в том числе в контакте с цифровыми технологиями. Эти процессы зачастую приводят к стихийной дифференциации в усложняющейся структуре познания. Думается, научный опыт генологии и само это понятие обладают продуктивным потенциалом для музыкальной науки. Речь идет о возможности осмысления на новом уровне существующих данных и наработок, что способствовало бы консолидации и дальнейшей систематизации массива знаний и исследований в жанровой области музыки. А также об определении в поле музыкальной генологии границ и специфики собственно теории жанров.
В статье внимание уделяется двум аспектам рассмотрения генологической проблематики: спектр современных направлений изучения и некоторые проблемные зоны теории.
1. Альшванг А. А. Оперные жанры «Кармен» // Советская музыка. 1938. № 12. С. 27–41.
2. Брюнетьер Ф. Литературная критика // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX–XX вв.: Трактаты, статьи, эссе / сост., общ. ред. Г. К. Косикова. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 95–107.
3. Земцовский И. И. К теории жанра в фольклоре // Советская музыка. 1983. № 4. С. 61–65.
4. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика / пер. с ит. Б. В. Яковенко [По тексту русского издания 1920 г.]. М.: Intrada, 2000. 160 с.
5. Лейдерман Н. Л. Современное зарубежное литературоведение об истории жанровой проблематики // Проблемы жанра в зарубежной литературе: Сб. статей. Свердловск: УГПИ, 1979. С. 117–125.
6. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. 383 с.
7. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке. М.: ВЛАДОС, 2003. 248 с.
8. Поспелов Г. Н. Проблемы исторического развития литературы. М.: Просвещение, 1972. 271 с.
9. Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей (Введение в исследование) // Музыка и современность: Сб. статей. Вып. 3. М.: Музыка, 1965. С. 3–31.
10. Соколов О. В. К проблеме типологии музыкальных жанров // Проблемы музыки ХХ века: Сб. статей. Горький: Волго-Вятское книж. изд-во, 1977. С. 12–58.
11. Соколов О. В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры: Монография. Нижний Новгород: ННГУ, 1994. 220 с.
12. Сохор А. Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров: Сб. статей. М.: Музыка, 1971. С. 292–309.
13. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие. СПб.: Лань, 1999. 496 с.
14. Цуккерман В. А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М.: Музыка, 1964. 159 с.
15. Чернец Л. В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). М.: МГУ, 1982. 192 с.
16. Эсалнек А. Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. М.: Изд-во МГУ, 1985. 184 с.
17. ACM Digital Library. URL: https://dl.acm.org/ (дата обращения: 15.01.2024).
18. Dahlhaus C. Was ist eine musikalische Gattung? // Neue Zeitschrift für Musik. 1974, № 10, Oktober. S. 620–625.
19. Dahlhaus C., Mayer G. Zur Theorie der musikalischen Gattungen // Neues Handbuch der Musikwissenschaft / Hrsg. von C. Dahlhaus. Bd. 10: Systematische Musikwissenschaft / hrsg. von C. Dahlhaus, H. de la Motte-Haber. Wiesbaden: Athenaion Akademische Verlagsgesellschaft; Laaber: Laaber-Verlag, 1982. S. 109–124.
20. Danuser H. Gattung // Die Musik in Geschichte und Gegenwart: in 26 Bd. Sachteil 3 / hrsg. von L. Finscher. 2-e, neubearb. Ausgabe. Kassel; Basel: Bärenreiter, 2003. Sp. 1042–1069.
21. Denizeau G. Les genres musicaux, vers une nouvelle histoire de la musique. Paris: Larousse, 1997. 255 p.
22. Fukač J. Существует ли музыкальная генология? // Genologické studie. II, K poctě profesora Franka Wollmana. Brno: Masarykova univerzita, 1993. S. 91–95.
23. Oliveira G. P., Lacerda A., Moro M. M. Musical Genre Analysis Over Dynamic Successbased Networks // Proceedings of the 35th Brazilian Symposium on Databases, SBBD 2020, Online, September 28 – October 1, 2020. P. 9–15. URL: https://sbbd.org.br/2020/wp-content/uploads/sites/13/2020/09/209322-Musical-Genre-Analysis-Over-Dynamic.pdf (дата обращения: 30.01.2024).
24. Gattungen der Musik in Einzeldarstellungen: Gedenkschrift Leo Schrade. Erste Folge / in Verbindung mit Freunden, Schülern und weiteren Fachgelehrten hrsg. von W. Arlt, E. Lichtenhahn und H. Oesch unter Mitarbeit von M. Haas. Bern und München: Francke, 1973. 895 S.
25. Iskandar J. Aspekte des Gattungsbegriffes im musikwissenschaftlichen Diskurs: Studienarbeit. München: GRIN, 2008. 23 S. URL: https://www.grin.com/document/124465 (дата обращения: 12.01.2024).
26. Pattanaik S. S., Jain P., Sharma P., Rathore S., Kumar A. Comparative Analysis of Music Genre Classification Framework Based on Deep Learning // Machine Intelligence and Data Science Applications. MIDAS 2022. Algorithms for Intelligent Systems. Singapore: Springer, 2023. Р. 377–390. https://doi.org/10.1007/978-981-99-1620-7_30.
27. Samson J. Genre // The New Grove Dictionary of Music and Musicians: in 29 vols. / ed. by S. Sadie and J. Tyrrell. Vol. 9. London: Macmillan, 2001. P. 657–659.
28. Šidák P. Úvod do studia genologie. Teorie literárního žánru a žánrová krajina. Praha: Akropolis, 2013. 336 s.
29. Skwarczyńska S. Wstęp do nauki o literaturze. T. 3. Warszawa: Pax, 1965. 412 s.
30. Sochor A. N. Die Theorie der musikalischen Genres: Aufgaben und Perspektiven // Beiträge zur Musikwissenschaft. Bd. 12. H. 2 (1970). S. 109–120.