Российский зритель XVIII века: приобщение к сценическим искусствам

Аннотация

Статья посвящена теме приобщения российского зрителя к сценическим искусствам в XVIII веке и формированию культуры поведения театральной 
аудитории. Правила поведения публики складывались постепенно, во взаимосвязи с жизненным укладом и менталитетом общества. Во многом они были результатом передаваемого из поколения в поколение опыта посещения всякого рода зрелищ. В связи с этим в работе освещаются разнообразные представления, начиная от драм, трагедий, спектаклей с музыкальными номерами и до концертов и оперных постановок. Научная новизна исследования заключается в анализе совокупности факторов, благодаря которым поведение непросвещенной российской публики эволюционировало к концу XVIII столетия настолько, что стало предметом восхищения западноевропейских современников.

Использованная литература

1. Бернулли И. Записки астронома Ивана Бернулли о поездке его в Россию в 1777 году // Русский архив. 1902. № 1. С. 5–30.

2. Бескин Э. М. История русского театра. М.; Л.: Госиздат, 1928. Часть 1. 242 с.

3. Бродский Н. Л. Театр в эпоху Елизаветы Петровны // История русского театра / под ред. В. В. Каллаша и Н. Е. Эфроса. М.: Объединение, 1914. Т. 1. С. 103–152.

4. Всеволодский-Гернгросс В. Н. История русского театра: в 2 т. Л.; М.: Теа-кино-печать, 1929. Т. 1. 576 с.

5. Гозенпуд А. А. Музыкальный театр России от истоков до Глинки. Л: Госмузиздат, 1959. 780 с. 

6. Гроссман Л. П. Пушкин в театральных креслах [1926] // Записки д’Аршиака / под ред. М. Френкеля. М.: Художественная литература, 1990. С. 319–427.

7. Гуревич Л. Я. История русского театрального быта: от середины XVII до начала XIX века. М.; Л.: Искусство, 1939. 304 p.

8. Дмитриев И. И. Взгляд на мою жизнь. М.: Типография В. Готье, 1866. 313 с.

9. Дмитриев М. А. Мелочи из запаса моей памяти. М.: Издание Русского архива, 1869. 297 с.

10. Драмматической словарь, или Показания по алфавиту всех российских театральных сочинений и переводов: с означением имен известных сочинителей, 
переводчиков и слагателей музыки, которыя когда были представлены на театрах, и где и в которое время напечатаны. В пользу любящих театральныя 
представления / Собранной в Москве в типографии А. А. 1787 года [М.: Тип. Анненкова, 1787]. 166 с.

11. Дризен Н. В. Материалы к истории русского театра. М.: Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон, 1905. 311 c.

12. Евреинов Н. Н. История русского театра. М.: Эксмо, 2011. 477 с. (Российская императорская библиотека).

13. Записки Брауншвейгского резидента Вебера о Петре Великом и об его преобразованиях / пер. с нем. П. П. Барсова // Русский Архив. 1872. № 7. Стб. 1334–1457.

14. Записки Филиппа Филипповича Вигеля: в 7 ч. М.: Университетская типография, 1892. Ч. 3. 189 с.

15. Камер-фурьерский церемониальный, банкетный и походный журнал 1751 года / под ред. А. Ф. Бычкова. СПб.: Типография Департамента Уделов, [1853‒1857?]. 136 с. URL: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_v19_rc_1192273/ (дата обращения: 15.03.2024).

16. Камер-фурьерский церемониальный, банкетный и походный журнал 1752 года / под ред. А. Ф. Бычкова. СПб.: Типография Департамента Уделов, [1853‒1857?]. 108 с. URL: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_v19_rc_1192274/ (дата обращения: 15.03.2024).

17. Келдыш Ю. В. Музыкальная культура первой четверти XVIII века // История русской музыки: в 10 т. Т. 2 / под ред. Ю. Келдыша и О. Левашевой. М.: Музыка, 1984. С. 29–64.

18. Ким В. М. Музыкальный театр в годы правления Анны Иоанновны (1730–1740): Воплощение честолюбивых замыслов и эстетические предпочтения императрицы // Философия и Культура. 2022. № 2. С. 35–46. https://doi.org/10.7256/2454-0757.2022.2.37508

19. Ключевский В. О. Русская история / под ред. А. Смирнова. М.: Олма-пресс, 2004. 831 с.

20. Кони Ф. А. Русский театр, его судьбы и его историки» // Русская сцена. № 3. Том 2. СПб.: Типография О. И. Бакста, 1864. С. 1–17.

21. Левашев Е. М. Музыкальный театр // История русской музыки: в 10 томах. Т. 3: XVIII век. Ч. 2 / под ред. Ю. В. Келдыша и др. М.: Музыка, 1985. С. 275–315. 

22. Майков Л. Н. Театральная публика во времена Сумарокова // Очерки из истории русской литературы XVII и XVIII столетий / под ред. Л. Н. Майкова. СПб.: Издание А. С. Суворина, 1889. С. 310–322.

23. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры: в 3 ч. СПб.: ред. журн. «Мир Божий», 1903. Ч. 3. Вып. 2. С. 183–424.

24. Осипова Э. В. Кошелек // Словарь русского языка XVIII века / под. ред. Ю. С. Сорокина и др. Вып. 10. СПб.: Наука, 1998. С. 214. 

25. Петровская И. Ф., Сомина В. В. Театральный Петербург: Начало XVIII века – октябрь 1917 года: Обозрение-путеводитель / под общ. ред. И. Ф. Петровской. СПб.: Российский Институт Истории Искусств., 1994. 448 с.

26. Плавильщиков П. А. Театр // Сочинения Петра Плавильщикова: в 4 ч. Ч. 4. СПб.: Тип. В. Плавильщикова, 1816. С. 24–85.

27. Пыляев М. И. Старая Москва. Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы. Санкт-Петербург: Издание А. С. Суворина, 1891. 575 с. 

28. Рассказы бабушки из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д. Благово / под. ред. И. Орнатской. Л.: Наука, 1989. 471 с.

29. Светлов В. Придворный балет в России от его возникновения до воцарения Императора Александра I // Ежегодник Императорских театров. Сезон 1901/1902. Приложение 6. СПб., [б. г.]. С. 1–32.

30. Столпянский П. Н. Старый Петербург. Музыка и музицирование в старом Петербурге. Л.: Мысль, 1926. 187 с.

31. Сумароков А. П. Предисловие к «Дмитрию Самозванцу» // А. П. Сумароков. Полное собрание всех сочинений, в стихах и прозе: в 10 ч. Ч. 4. М.: Университетская типография у Н. Новикова, 1781. С. 61–64.

32. Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века: в 2 т. Т. 1. М.; Л.: Гос. изд-во, Муз. сектор, 1928. 364, XLVI с.

33. Чаянова О. Э. Театр Маддокса в Москве. 1776–1805. М.: Работник просвещения, 1927. 262 с.

34. Штелин Я. Я. Музыка и балет в России XVIII века. Л.: Тритон, 1935. 190 с.

35. Burgess M. Russian Public Theatre Audiences of the 18th and Early 19th Centuries // The Slavonic and East European Review. Vol. 37. No. 88 (December, 1958).  

P. 160–183. 

36. Lyall R. The Character of the Russians and a Detailed History of Moscow. London: T. Cadell, 1823. 667 p.

37. Mooser R.-A. Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIIIe siècle: en 3 vols. Vol. 1: Des origines à la mort de Pierre III (1762). Genève: Mont-Blanc, 1948. 458 p.

38. The Despatches and Correspondence of John, Second Earl of Buckinghamshire, Ambassador to the Court of Catherine II of Russia, 1762–1765. Vol. 1. London, New York: Longmans, Green, and Co, 1900. 280 p.