Среди значительного количества исторических документов на французском языке, в которых обсуждаются принципы неровной игры, внимание исследователей приемов ритмической альтерации до сих пор не привлекло хорошо известное барочным лютнистам и гитаристам свидетельство Жана Батиста Людовика де Кастийона (1680–1753), католического священника в Генте (позднее — епископа в Брюгге), близкого друга известного фламандского композитора, гитариста и музыканта брюссельского королевского двора Франсуа Ле Кока (1685–1729), получившего от последнего в 1729 году в подарок два сборника пьес для гитары (1) самого Ле Кока и (2) различных композиторов XVII века. Де Кастийон сделал копии c обоих сборников, добавил к ним предисловие, а также — в конце рукописи — краткий словарь основных музыкальных терминов и названий жанров, встречающихся в сборниках Ле Кока. Рукопись де Кастийона датируется 1730 годом и хранится в настоящее время в библиотеке Брюссельской королевской консерватории под шифром Ms.S.5615. В кратком предисловии де Кастийон объясняет основные принципы игры на гитаре и основы теории музыки. В статье рассмотрено содержание параграфа предисловия, посвященного «движению восьмых нот». Именно здесь мы видим разъяснения, касающиеся специфики применения приема «неровной игры» во французской исполнительской практике первой трети XVIII века. Указания де Кастийона основаны, главным образом, на материалах из трактатов де Сен Ламбера (1702) и М. П. де Монтеклера (1709). Однако сравнительный анализ показывает, что де Кастийон имел собственную точку зрения на проблему, отличную от мнения названных выше музыкантов.
1. Arger, Jane. [1917]. Les Agréments et le Rythme. Leur représentation graphique dans la MUSIQUE VOCALE FRANÇAISE du XVIIIe siècle <...> Paris: Rouart, Lerolle & Cie.
2. Blum, Gerhard. 1996. “Die Préludes non mésures — eine französische Besonderheit?” In Französische Einflüsse auf deutsche Musiker im 18. Jahrhundert, edited by Friedhelm Brusniak, 185–221. Köln: Studio Verlag.
3. Bocharov, Yuri S. 2024. “Some Thoughts on the Baroque Organ Suite.” Vestnik of Saint Petersburg University. Arts 14, no. 1: 4–22. https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.101.
4. Borrel, Eugène. 1931. “Les notes inégales dans l’ancienne musique française.” Revue de Musicologie 12, no. 40: 278–89.
5. Borrel, Eugène. 1934. L’Interprétation de la Musique Française (de Lully à la Révolution). Paris: Librairie Félix Alcan.
6. Corrette, Michel. 1741. Méthode, théorique et pratique pour Apprendre en peu de tems le Violoncelle dans sa Perfection. Paris: Castagnery.
7. David, [François]. 1737. Methode Nouvelle ou Principes Generaux pour Apprendre Facilement la Musique, et L’art de Chanter. <...> Paris: Boivin, Le Clerc; Lyon: Desbretonnes, L’Autheur.
8. Emy de L’Ilette, Antoine Ferdinand. [c1810]. Théorie Musicale, Contenant La Démonstration Méthodique De La Musique <...> Paris: L’Auteur, Leduc, Imbault, Decombe, Jean; Lille: Delesalle; Zürich: J. G. Naigueli, s.a.
9. Hall, Monica, and Mary Woodward, trans. n.d. “Preface.” In Brussels: Bibliothèque du Conservatoire Royal de Musique Ms.S.5615 (Recueil des pieces de guitare composées par Mr François Le Cocq). Available at: https://www.lutesociety.org/uploads/baroque-guitar/lecocq/LecocqPref.htm (accessed August 19, 2024).
10. Hamer, Jens. 2012. “Louis Couperins Préludes non mésures — Satztechnik — Notation — Aufführungspraxis.” Zeitschrift der Gesellschaft für Musiktheorie 9, 25–50.
11. Montéclair, Michel Pignolet de. 1709. Nouvelle Méthode pour apprendre la Musique <...> Paris: l’Auteur, Foucault.
12. Montéclair, Michel Pignolet de. [c1711/12]. Metode facile pour aprendre a Joüer du Violon <...> Paris: l’Auteur, Foucault, s.a.
13. Montéclair, Michel Pignolet de. [c1735]. Petite Méthode Pour apprendre la Musique aux Enfans et même aux Personnes plus avancées en âge. Paris: Boivin, s.a.
14. Montéclair, Michel Pignolet de. [c1736]. Principes de musique. Paris: l’auteur, s.a.
15. Moroney, David. 1976. “The Performance of Unmeasured Harpsichord Preludes.” Early Music 4, no. 2 (April): 143–51. https://doi.org/10.1093/earlyj/4.2.143.
16. Neumann, Frederick. 1965. “The French Inégales, Quantz and Bach.” Journal of the American Musicological Society 18, no. 3: 313–58. https://doi.org/10.2307/830704.
17. Nivers, Guillaume-Gabriel. 1667. 2. Livre d’Orgue Contenant la Messe et les Hymnes de l’Eglise <...> Paris: l’Autheur, R. Ballard.
18. Panov, Alexei A., and Ivan V. Rosanoff. 2018. “Some Thoughts on the Conventional Alteration of Rhythm.” Vestnik of Saint Petersburg University. Arts 8, no. 2: 195–213. https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2018.203.
19. Panov, Alexei A., and Ivan V. Rosanoff. 2023. “On Dating de Saint Lambert’s Treatises on Harpsichord Playing.” Nauchnyy vestnik Moskovskoy konservatorii / Journal of Moscow Conservatory 14, no. 1 (March): 104–33. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2023.52.1.04.
20. Powell, Newman Wilson. 1958. “Rhythmic Freedom in the Performance of French Music from 1650 to 1735.” Ph.D. diss., Stanford University.
21. Saint-Arroman, Jean. 1974. “Les inégalités.” In Interprétation de la musique française aux XVIIème et XVIIIème siècles, Paris, 20–26 octobre 1969, 67–86. Paris: Editions du Centre national de la recherche scientifique.
22. Saint Lambert de. 1702. Les Principes Du Clavecin Contenant une Explication exacte de tout ce qui concerne la Tablature & le Clavier. Paris: Jean-Baptiste-Christophe Ballard.
23. Saint Lambert de. [c1702]. Les Principes Du Clavecin Contenant une Explication exacte de tout ce qui concerne la Tablature & le Clavier. Amsterdam: Estienne Roger, s.a.