«Алеаторный» путь Кейджа: от неопределенности к хаосу

Аннотация

Обращение Джона Кейджа к алеаторике об­условлено его увлечением философией дзен-буддизма. Принцип композиции, допускаю­щий элемент случайности в сочинении или исполнении музыки, Кейдж называл неопре­деленностью. На протяжении творческого пути он следовал этому принципу — вплоть до создания принципиально неорганизован­ных и неупорядоченных произведений искус­ства без предзаданных текста и формы, са­мопроизвольно складывающихся в текучем и непредсказуемом процессе хаотично раз­вивающейся жизни. Случайность, по убеж­дению Кейджа, отождествляет автора и ис­полнителя со всем, что бы ни было — в этом он видел истинный смысл музыки.

Также в рубрике публикуются две статьи Дж. Кейджа в переводе и с комментариями Марины Переверзевой:
«Признания композитора» и «Как появилось подготовленное фортепиано».

Использованная литература

1. Кейдж Дж. Неопределенность / пер. с англ. М. Переверзевой // Кейдж Дж. Лекции и статьи / пер. с англ. Г. Дурново, В. Когана, Е. Миллер, М. Переверзевой, М. Сапонова, Д. Ухова, М. Фадеевой. Вологда: Полиграф-Книга, 2012. С. 44–56.

2. Кюрегян Т. Алеаторика // Теория современной композиции / отв. ред. В. Ценова. М.: Музыка, 2005. С. 412–430.

3. Пацюков В. Джон Кейдж: философия поступка // Джон Кейдж. Молчаливое присутствие. Каталог выставки к 100-летию композитора / cост. В. Пацюков, М. Пунина, А. Бердигалиева. М.: Государственный центр современного искусства, 2012. С. 21–26.

4. Сапонов М. Искусство импровизации: Импровизационные виды творчества в западноевропейской музыке средних веков и Возрождения. М.: Музыка, 1982. 77 с.

5. Boulez P. Aléa // La Nouvelle Revue Française. 1957. № 59. P. 839–857.

6. Cage J. An Autobiographical Statement (1989) // John Cage: Writer / selected and introduced by R. Kostelanetz. N. Y.: Limelight Editions, 1993. P. 237–247.

7. Cage J. Silence. Lectures and Writings. Middletown: Wesleyan University Press, 1961. 276 р.

8. Hitchcock H. Music in the United States: A Historical Introduction. 4th ed. Upper Saddle River:
Prentice-Hall Inc., 2000. 413 p.

9. Metzger H.-K. Europe’s Opera: Notes on John Cage’s «Europeras 1 and 2» (1987) // Writings About John Cage / ed. by R. Kostelanetz. Ann Arbor, 1993. Р. 229–242.

10. Nyman M. Experimental Music. Cage and Beyond. 2nd ed. L.: Cambridge University P ress, 1999. 196 p.

11. Rich А. American Pioneers: Ives to Cage and Beyond. L.: Phaidon Press Limited, 1995. 239 p.

12. Smith Brindle R. The New Music. The Avant-garde since 1945. L., Oxford, N. Y.: Oxford University Press, 1975. 206 р.

13. Suzuki D. T. Mysticism: Christian and Buddhist. L.: The Buddhist Society, 2002. 204 p.