Amor Divinus: союз небесного и земного в «мадригальной» мессе

Аннотация

В статье рассматривается проблема сосуществования духовного и светского начал в специфической ренессансной разновидности мессы, «мадригальной». В контексте  эстетики, философских течений того времени и, в частности, концепции любви, выясняются особенности трактовки мадригала композиторами эпохи Возрождения. Феномен мессы на мадригальный источник раскрывается на примере из творчества Дж. П. да Палестрина (мессе композитора «Qual’e più grand’o Amore», написанной на одноименный мадригал Ч. де Роре).

Использованная литература

1. Аверинцев С. С. Символика раннего средневековья (к постановке вопроса) // С. С. Аверинцев. Другой Рим: избр. ст. М.: Амфора, 2005. С. 59–90.

2. Апофатическая теология // Философский энциклопедический словарь / Ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 32.

3. Горфункель А. Х. Основные этапы развития итальянской философии в эпоху Возрождения // Типология и периодизация культуры Возрождения / Ред. В. И. Рутенбург. М.: Наука, 1978. С. 131–166.

4. Дубравская Т. Н. Музыка эпохи Возрождения: XVI век. М.: Музыка, 1996. 413 с. (История полифонии. Вып. 2Б)

5. Ларош Г. А. Музыкальные наблюдения // Г. А. Ларош. Собрание музыкально-критических статей. В 2 т. Т. 1. М.: Типо-литография т-ва И. Н. Кушнерев и К., 1913. С. 288–302.

6. Москва Ю. В. Францисканская традиция мессы. Модальность григорианского хорала. М.: МГК, 2007. 496 с.

7. Панофский Э. Этюды по иконологии. Гуманистические темы в искусстве Возрождения. СПБ: Азбука-классика, 2009. 432 с.

8. Серов А. Н. Статьи о музыке. Вып. 6. М.: Музыка, 1990. 341 с.

9. Соколов М. Н. Мистерия соседства. М.: Прогресс-Традиция, 1999. 520 с.

10. Тюлин Ю. Н. Кристаллизация тематизма в творчестве Баха и его предшественников // Русская книга о Бахе / Ред.-сост. Т. Н. Ливанова и В. В. Протопопов. М.: Музыка, 1985. С. 248–264.

11. Хёйзинга Й. Осень Средневековья. М.: Айрис-Пресс, 2002. 544 с.

12. Холопов Ю. Н. Практические рекомендации к определению лада в старинной музыке // Старинная музыка: практика, аранжировка, реконструкция. М.: МГК, 1999. С. 11–46.

13. Шестаков В. П. Европейский эрос: Философия любви и европейское искусство. М.: ЛКИ, 2011. 224 с.

14. Le opere complete di Giovanni Pierluigi da Palestrina. 35 vols. Vol. IX. Roma: Fratelli Scalera, 1940. 165 p.

15. Rostirolla G. “Giovanni Pierluigi da Palestrina, compositore della Cappella Pontifi cia e principe della musica”: La sua produzione basilicale e palatina per un calendario/repertorio celebrativo del quarto centenario // Recercare. Rivista per lo studio e la pratica delle musica antica. Vol. V (1993). Roma: Fondazione Italiana per la Musica Antica. P. 33–86.