Среди современников Дебюсси, интересовавшихся его музыкой, Анри Бергсон занимает особое место. Утвердив в правах психологическое время, философ отразил общие тенденции эпохи рубежа XIX-XX веков, которые нашли воплощение и в искусстве. Поэты и художники-символисты отправились на поиски не только вечности, но и времени жизни сознания — последнее эквивалентно бергсоновскому феномену длительности (la durée). Однако сам философ выбирает именно музыку Дебюсси в качестве звучащего воплощения la duree. В настоящей статье предпринимается попытка выявить основания подобного сопоставления, исходя из характеристик звукового мира Дебюсси.
1. Ансерме Э. Язык Дебюсси // Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания / пер. с франц. Е. Ф. Бронфин, Б. С. Урицкой; предисл. Е. Бронфин; вступ. ст. К. Раппопорта. М.: Советский композитор, 1986. С. 127–140.
2. Бергсон А. Введение в метафизику // Бергсон А. Собрание сочинений: в 5 т. Т. V: Введение в метафизику. Смех и другие произведения / пер. В. Флеровой и И. Гольденберга. СПб.: М. И. Семенов, 1914. С. 3–47.
3. Бергсон А. Восприятие изменчивости // Бергсон А. Собрание сочинений: в 5 т. Т. IV: Вопросы философии и психологии / пер. В. Флеровой. СПб.: М. И. Семенов, 1914. С. 4–34.
4. Бергсон А. Длительность и одновременность (по поводу теории Эйнштейна) / пер. с франц. А. А. Франковского. Пб.: Асаdemia, 1923. 154 с.
5. Бергсон А. Избранное: Сознание и жизнь / пер. с франц. и сост. И. И. Блауберг. М.: РОССПЭН, 2010. 399 с. (Книга света)
6. Бергсон А. Материя и память / пер. Б. С. Бычковского // Бергсон А. Собрание сочинений: в 4 т. Т. I. / вступ. ст.
И. И. Блауберг. М.: Московский клуб, 1992. С. 166–325.
7. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания / пер. с франц. Б. С. Бычковского // Бергсон А. Собрание сочинений: в 4 т. Том I: Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память / вступ. ст. И. И. Блауберг. М.: Московский клуб, 1992. С. 50–155.
8. Бергсон А. Смех // Французская философия и эстетика XX века / предисл. П. Мореля; пер. И. Гольденберга, И. Вдовиной, А. Густыря; комментарии А. В. Густыря, И. С. Вдовиной. М.: Искусство, 1995. (Программа Пушкин,
Вып. 1). С. 9–104.
9. Бергсон А. Творческая эволюция / пер. с франц. В. А. Флеровой, сверен И. И. Блауберг и И. С. Вдовиной; предисл.
И. И. Блауберг. М.; Жуковский: Кучково поле, 2006. 384 с.
10. Блауберг И. И. Анри Бергсон. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 672 с.
11. Бобровский В. П. Тематизм как фактор музыкального мышления: очерки / отв. ред. и авт. предисл. Е. И. Чигарева.
Вып. 2. М.: КомКнига, 2008. 304 с.
12. Бобровский В. П. Функциональные основы музыкальной формы / предисл. Е. И. Чигаревой. 2-е изд., доп. М: ЛИБРОКОМ, 2012. 338 с. (Музыка: искусство, наука, мастерство)
13. Владимирова А. И. Франция на рубеже XIX и XX веков. Литература, живопись, музыка, театр. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2004. 148 с.
14. Даниэль С. М. Сети для Протея: Проблемы интерпретации формы в изобразительном искусстве. СПб.: Искусство-СПБ, 2002. 304 с.
15. Дебюсси К. Избранные письма / сост., пер., вступ. статья и комментарии А. С. Розанова. Л.: Музыка, 1986. 286 с.
16. Денисов Э. О некоторых особенностях композиционной техники Клода Дебюсси // Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники / предисл. М. Тараканова. М.: Советский композитор, 1986. С. 90–111.
17. Джемс У. Вселенная с плюралистической точки зрения / пер. с англ. Б. Осипова и О. Румера; под ред. Г. Г. Шпета. М.: Космос, 1911. 235 с.
18. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта / пер. с англ. В. Г. Малахиевой-Мирович и М. В. Шика; под ред. и с предисл. С. В. Лурье. 3-е изд. М.: URSS, 2010. 416 с. (Из наследия мировой психологии)
19. Зенкин К. В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 1997. 526 с.
20. Колмогорова Н. В. Проблемы формы во французской музыке: дис. … канд. иск. М., 1998. 243 с.
21. Кремлев Ю. Клод Дебюсси. М.: Музыка, 1965. 792 с.
22. Крючкова В. А. Символизм в изобразительном искусстве: Франция и Бельгия, 1870–1900. М.: Изобразительное искусство, 1994. 272 с.
23. Ле Дантек Ф. Познание и сознание. Философия XX века / пер. с франц. В. А. Базарова. 2-е изд. М.: ЛИБРОКОМ, 2010. 240 с. (Из наследия мировой философской мысли: теория познания)
24. Лонг М. За роялем с Клодом Дебюсси, Габриэлем Форе, Морисом Равелем / пер. с фр. Ж. Грушанской. М.: Композитор, 2000. 288 с.
25. Лосский Н. О. Интуитивная философия Бергсона. Пб.: Учитель, 1922. 116 с.
26. Мерло-Понти М. Сам себя созидающий Бергсон // Мерло-Понти М. Знаки / пер. с франц., примеч. и послесл. И. С. Вдовиной. М.: Искусство, 2001. С. 208–219. (История эстетики в памятниках и документах)
27. Музыкальная эстетика Франции XIX века / сост., вступ. ст. и вступ. очерки Е. Ф. Бронфин. М.: Музыка, 1974. 327 с. (Памятники музыкально-эстетической мысли)
28. Ражо Г. Ученые и философия / пер. с франц. Б. С. Бычковского. 3-е изд., испр. М.: ЛКИ, 2010. 224 с. (Из наследия мировой философской мысли: философия науки)
29. Франк С. Л. О философской интуиции // Русская Мысль. Книга 3. М.: Типо-литография Т-ва И. Н. Кушнерев и К°,
1912. С. 31–35.
30. Цареградская Т. В. Время и ритм в творчестве Оливье Мессиана. М.: Классика-XXI, 2002. 376 с.
31. Чащина С. В. Концепция музыкальной длительности: На примере инструментального творчества Клода Дебюсси: дис. … канд. искусствоведения. СПб., 2000. 350 с.
32. Штенберген А. Интуитивная философия Анри Бергсона / пер. с нем. Б. С. Бычковского. 2-е изд. М.: URSS, 2009. 220 с. (Из наследия мировой философской мысли: история философии)
33. Штокхаузен К. Из интервью / пер. c нем. С. Савенко, Л. Грабовского // Композиторы о со-
временной композиции: хрестоматия / сост. Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова. М.: Научно-из-
дательский центр «Московская консерватория», 2009. С. 201–209.
34. Шюре Э. Введение в эзотерическую доктрину // Шюре Э. Великие посвященные. Очерк эзотеризма религий. Рама. Кришна. Гермес. Моисей / пер. с франц. Е. Писаревой. СПб.: Азбука-классика, 2009. С. 7–32.
35. Юшкевич П. С. К современному возрождению метафизики (Анри Бергсон и его философия антиинтеллектуализма) // П. С. Юшкевич. Мировоззрение и мировоззрения: очерки и характеристики. 2-е изд. М.: URSS, 2011. С. 26–52.
36. Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм / пер. с польского С. С. Попковой; общ. ред. и вступ. ст. И. Ф. Бэлзы. М.: Прогресс, 1978. 232 с.
37. Bergson H. Correspondances / textes publiés et annotés par A. Robinet; avec la collaboration de N. Bruyère, B. Sitbon-Peillon, S. Stern-Gillet; avant-propos par A. Robinet. P.: PUF, 2002. 1705 p.
38. Bergson H. Écrits et paroles: dans trois volumes / textes rassemblés par R. M. Mossé-Bastide. T. II (1905–1915). P.: Presses Universitaires de France, 1959. P. 236–440. (Bibliothèque de philosophie contemporaine fondée par Félix Alcan)
39. Blum J. La philosophie de Bergson et la poésie symbolistes // Mercure de France. 1906. 15 septembre.
40. Muller J., Picard G. L es téndances présentes de la l ittérature f rançaise. P.: E. Basset, 1913. XLI, 365 p.
41. Vuillermoz É. Claude Debussy / préface de B. Gavoty. Genève: R. Kister, 1957. 160 p. (Les grands compositeurs du XXe siècle)