На мраморной облицовке одного из зданий храмового комплекса в Дельфах частично сохранился гимн к Аполлону, созданный Лимением из Афин во II в. до н. э. Это сочинение вызывает немалый интерес как у филологов, так и у музыкантов. Для последних, возможно, наиболее любопытны его ладовые особенности, поскольку чередование нескольких так называемых «древнегреческих ладов» образует его изящную, строгую композицию. В самой же ладовой системе, как выясняется, есть много общего со строением античной поэтической речи, организованной квантитативной (основанной на количественных отношениях) метрикой.
1. Аристоксен. Элементы гармоники / пер. с древнегреч. и коммент. В. Г. Цыпина.
М.: Московская гос. консерватория, 1997. 134 с.
2. Боэций А. М. С. Основы музыки / подгот. текста, пер. с лат. и коммент. С. Н. Ле-
бедева. 2-е изд., испр. и доп. М.: Московская гос. консерватория, 2019. 406 с.
3. Музыкальные писатели античной Греции / изд. подгот. В. Г. Цыпин. М.: Мос-
ковская гос. консерватория, 2019. 536 с.
4. Неизвестного автора Введение в гармонику / Греческий текст с русским пе-
реводом и объяснительными примечаниями Г. А. Иванова // Филологическое
обозрение. Т. 7. Кн. I–II. [Москва, 1894.] С. 3–46, 181–230.
5. Петр В. И. О составах, строях и ладах в древнегреческой музыке. Киев: Тип.
Императорского Унта св. Владимира Н. Т. Корчак-Новицкого, 1901. 364, [4] с.
6. Птолемей К. Гармоника в трех книгах. Порфирий. Комментарий к «Гармонике»
Птолемея / изд. подгот. В. Г. Цыпин. М.: Московская гос. консерватория, 2013.
455 с.
7. Способин И. В. Лекции по курсу гармонии / в литературной обработке Ю. Хо-
лопова. М.: Музыка, 1969. 242 с.
8. Тронский И. М. Древнегреческое ударение. М.—Л.: Изд-во Академии наук СССР,
1962. 148 с.
9. Харлап М. Г. Квантитативное стихосложение // К раткая литературная энцикло-
педия: в 9 т. Т. 3. М.: Советская энциклопедия, 1966. С. 467.
10. Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. М.: Музыка, 1988. 512 с.
11. Холопов Ю. Н. Древнегреческие лады // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. Т. 2.
М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1974. С. 305–306.
12. Aristidis Quintiliani De musica libri tres / hrsg. von R. P. Winnington-Ingram. Leipzig:
Teubner, 1963. XXIX, 198, [2] S.
13. Barbera A. Octave species // Journal of Musicology. Vol. III. № 3 (Summer, 1984).
P. 229–241.
14. Barbour J. M. The Principles of Greek Notation // Journal of the American Musicological
Society. Vol. 13. 1960. P. 1–17.
15. Bellermann Fr. Die Tonleitern und Musiknoten der Griechen. Berlin: Albert Förstner,
1847. IV, 83 S.
16. Chailley J. La musique grecque antique. Paris: Les Belles Lettres, 1979. 221 p.
17. Chailley J. Le mythe des modes grecs // Acta Musicologica. Vol. XXVIII (Oct. — Dec.,
1956). P. 137–163.
18. Documents of Ancient Greek Music / ed. by E. Pöhlmann, M. L. West. Oxford:
Clarendon Press, 2001. 222 p.
19. Gevaert Fr. Aug. Histoire et théorie de la musique de l’antiquité. Vol. 1. Gand: C. Annot-
Braeckman, 1875. 652 p.
20. Greek Musical Writings. Vol. 2: Harmonic and Acoustic Theory / ed. by A. Barker.
Cambridge: Cambridge University Press, 1989. VIII + 581 p.
21. Pöhlmann E. Denkmäler altgriechischer Musik. Nürnberg: Hans Carl, 1970. 160 S.
22. Pseudo-Aristotelis De rebus musicis problemata // Musici scriptores graeci / ed. by
C. Janus. Leipzig: Teubner, 1895. P. 37–111.
23. West M. L. Ancient Greek Music. Oxford: Clarendon Press, 1992. 424 p.
24. Westphal R. Geschichte der alten und mittelalterlichen Musik. Breslau: F. E. Leuckart,
1865. XII, 248 S.