Античный квантитативный лад

Аннотация

На мраморной облицовке одного из зданий храмового комплекса в Дельфах частично сохранился гимн к Аполлону, созданный Лимением из Афин во II в. до н. э. Это сочинение вызывает немалый интерес как у филологов, так и у музыкантов. Для последних, возможно, наиболее любопытны его ладовые особенности, поскольку чередование нескольких так называемых «древнегреческих ладов» образует его изящную, строгую композицию. В самой же ладовой системе, как выясняется, есть много общего со строением античной поэтической речи, организованной квантитативной (основанной на количественных отношениях) метрикой.

Использованная литература

1.     Аристоксен. Элементы гармоники / пер. с древнегреч. и коммент. В. Г. Цыпина. 
М.: Московская гос. консерватория, 1997. 134 с.
2.     Боэций А. М. С. Основы музыки / подгот. текста, пер. с лат. и коммент. С. Н. Ле-
бедева. 2-е изд., испр. и доп. М.: Московская гос. консерватория, 2019. 406 с.
3.     Музыкальные писатели античной Греции /  изд. подгот. В. Г. Цыпин. М.: Мос-
ковская гос. консерватория, 2019. 536 с.
4.     Неизвестного автора Введение в гармонику /  Греческий текст с русским пе-
реводом и объяснительными примечаниями Г. А. Иванова //  Филологическое 
обозрение. Т. 7. Кн. I–II. [Москва, 1894.] С. 3–46, 181–230.
5.     Петр В. И. О составах, строях и ладах в древнегреческой музыке. Киев: Тип. 
Императорского Унта св. Владимира Н. Т. Корчак-Новицкого, 1901. 364, [4] с.
6.     Птолемей К. Гармоника в трех книгах. Порфирий. Комментарий к «Гармонике» 
Птолемея /  изд. подгот. В. Г. Цыпин. М.: Московская гос. консерватория, 2013. 
455 с.
7.     Способин И. В. Лекции по курсу гармонии /  в литературной обработке Ю. Хо-
лопова. М.: Музыка, 1969. 242 с.
8.     Тронский И. М. Древнегреческое ударение. М.—Л.: Изд-во Академии наук СССР, 
1962. 148 с.
9.     Харлап М. Г. Квантитативное стихосложение // К раткая литературная энцикло-
педия: в 9 т. Т. 3. М.: Советская энциклопедия, 1966. С. 467.
10.   Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. М.: Музыка, 1988. 512 с.
11.   Холопов Ю. Н. Древнегреческие лады // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. Т. 2. 
М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1974. С. 305–306.
12.   Aristidis Quintiliani De musica libri tres / hrsg. von R. P. Winnington-Ingram. Leipzig: 
Teubner, 1963. XXIX, 198, [2] S.
13.   Barbera A. Octave species //  Journal of Musicology. Vol. III. № 3 (Summer, 1984). 
P. 229–241.
14.   Barbour J. M. The Principles of Greek Notation // Journal of the American Musicological 
Society. Vol. 13. 1960. P. 1–17.
15.   Bellermann Fr. Die Tonleitern und Musiknoten der Griechen. Berlin: Albert Förstner, 
1847. IV, 83 S.
16.   Chailley J. La musique grecque antique. Paris: Les Belles Lettres, 1979. 221 p.
17.    Chailley J. Le mythe des modes grecs // Acta Musicologica. Vol. XXVIII (Oct. — Dec., 
1956). P. 137–163.
18.   Documents of Ancient Greek Music /  ed. by E. Pöhlmann, M. L. West. Oxford: 
Clarendon Press, 2001. 222 p.
19.   Gevaert Fr. Aug. Histoire et théorie de la musique de l’antiquité. Vol. 1. Gand: C. Annot-
Braeckman, 1875. 652 p.
20.   Greek Musical Writings. Vol. 2: Harmonic and Acoustic Theory /  ed. by A. Barker. 
Cambridge: Cambridge University Press, 1989. VIII + 581 p.
21.   Pöhlmann E. Denkmäler altgriechischer Musik. Nürnberg: Hans Carl, 1970. 160 S.
22.   Pseudo-Aristotelis De rebus musicis problemata //  Musici scriptores graeci /  ed. by 
C. Janus. Leipzig: Teubner, 1895. P. 37–111.
23.   West M. L. Ancient Greek Music. Oxford: Clarendon Press, 1992. 424 p.
24.   Westphal R. Geschichte der alten und mittelalterlichen Musik. Breslau: F. E. Leuckart, 
1865. XII, 248 S.