В эскизных тетрадях Бетховена то и дело встречаются наброски — технические упражнения и экспериментальные идеи, остающиеся в значительной мере неисследованной областью в бетховенистике. О существовании этих экзерсисов хорошо известно, а их число продолжает расти с открытием неопубликованных источников. Однако цель, которую преследовал Бетховен, записывая так много разнородных и бессистемных эскизов, остается неясной.
Чтобы лучше понять функцию и значение бетховенских исследований разных видов фортепианной фактуры, мы соотнесли их с текстом 32 фортепианных сонат, в полной мере представляющих пианизм композитора. Конечная цель нашего исследования состоит в том, чтобы проследить, какие жестовые и тембровые черты своей музыки Бетховен считал новаторскими, представляющими интерес или необычными, что определяло неповторимое своеобразие его инструментального стиля, олицетворяющего мир фортепианного классицизма.
Из коллекций Виельгорского, Кесслера, Болдрини, а также из других источников мы отобрали около семидесяти фигураций и нашли их полные или частичные аналоги в 32 сонатах Бетховена, установив пять степеней подобия музыкального материала. В процессе количественного и качественного анализа мы отметили для каждой рассмотренной фигурации номер и часть сонаты, раздел формы, точное количество тактов, содержащих данную фигурацию, и уровень соответствия. Это позволило вычислить процентный показатель присутствия материала отдельных набросков в сонатах и охарактеризовать наиболее репрезентативные из упражнений, уделяя особое внимание их тембровому и жестовому аспектам.
1. Chiantore, Luca. 2009. “Los ejercicios técnicos de Beethoven.” Ph.D. diss., Universitat Autònoma de Barcelona.
2. Chiantore, Luca. 2014. Beethoven al pianoforte. Milano: Il saggiatore.
3. Cook, Nicholas. 1989. “Beethoven’s Unfinished Piano Concerto: A Case of Double Vision.” Journal of the American Musicological Society 42, no. 2 (Summer): 338–74. https://doi.org/10.2307/831659.
4. Cooper, Barry. 1990. Beethoven and the Creative Process. Oxford: Clarendon Press.
5. Cooper, Nicholas. 1985. “Newly Identified Sketches for Beethoven’s Tenth Symphony.” Music & Letters 66, no. 1 (January): 9–18. https://doi.org/10.1093/ml/66.1.9.
6. Derry, Siân. 2012. “Beethoven’s Experimental Figurations and Exercises for Piano.” 2 vols. Ph.D. diss., The University of Manchester. Available at: https://research.manchester.ac.uk/en/studentTheses/beethovens-experimental-figurations-and-exercises-for-piano (accessed February 23, 2023).
7. Johnson, Douglas Porter. 1978. “Beethoven’s Early Sketches in the ‘Fischhof Miscellany’: Berlin Autograph 28.” Ph.D. diss., University of California.
8. Johnson, Douglas Porter. 1980. Beethoven’s Early Sketches in the “Fischhof Miscellany”: Berlin Autograph 28. 2 vols. Ann Arbor: UMI Research Press.
9. Johnson, Douglas Porter, Alan Tyson, and Robert Winter. 1985. The Beethoven Sketchbooks: History, Reconstruction, Inventory. California Studies in 19th-Century Music 4. Berkeley and Los Angeles, California: University of California Press.
10. Kann, Hans, ed. 1974. Johann Baptist Cramer. 21 Etüden für Klavier. Wien: Universal Edition.
11. Kerman, Joseph. 1970. “Beethoven’s Early Sketches.” The Musical Quarterly 56, no. 4 (October): 515–38. https://doi.org/10.1093/mq/LVI.4.515.
12. Kerman, Joseph, ed. 1970. Ludwig Van Beethoven. Autograph Miscellany from Circa 1786 to 1799. 2 vols. London: Published by the Trustees of the British Museum.
13. Kramer, Richard. 2008. Unfinished Music. New York: Oxford University Press.
14. Kramer, Richard. 1974. “The Sketches for Beethoven’s Violin Sonatas, Opus 30: History, Transcription, Analysis.” 3 vols. Ph.D. diss., Princeton University.
15. Lockwood, Lewis. 2005. Beethoven: The Music and the Life. New Work: W. W. Norton.
16. Marston, Nicholas. 2006. “In the ‘Twilight Zone’: Beethoven’s Unfinished Piano Trio in F Minor.” Journal of the Royal Musical Association 131, no. 2: 227–86. https://doi.org/10.1093/jrma/fkl014.
17. Marston, Nicholas. 1995. Beethoven’s Piano Sonata in E, Op. 109. Studies in Musical Genesis, Structure, and Interpretation. Oxford: Clarendon Press.
18. Meredith, William Rhea. 1985. “The Sources for Beethoven’s Piano Sonata in E Major, Opus 109.” 2 vols. Ph.D. diss., The University of North Carolina at Chapel Hill.
19. Newman, William S. 1991. Beethoven on Beethoven: Playing His Piano Music His Way. New York and London: W. W. Norton.
20. Nottebohm, Gustav. 1865. Ein Skizzenbuch von Beethoven. Leipzig: Breitkopf und Härtel.
21. Nottebohm, Gustav. 1887. Zweite Beethoveniana: Nachgelassene Aufsätze. Leipzig: J. Rieter-Biedermann.
22. Reid, Paul. 2007. The Beethoven Song Companion. Manchester and New York: Manchester University Press.
23. Rosenblum, Sandra. 1988. Performance Practices in Classic Piano Music. Bloomington: Indiana University Press.
24. Shedlock, John South. 1892. “Beethoven’s Sketch Books.” The Musical Times and Singing Class Circular 33, no. 592, 331–34.
25. Schenker, Heinrich. 1971. Beethoven. Die letzten Sonaten: Sonate E dur Op. 109. Kritischen Einführung und Erklärung. Edited by Oswald Jonas. Wien: Universal Edition.
26. Skowroneck, Tilman. 2006. “Beethoven the Pianist: Biographical, Organological and Performance-Practical Aspects of his Years as a Public Performer.” Ph.D. diss., University of Gothenburg
27. Skowroneck, Tilman. 2010. Beethoven the Pianist. Cambridge: Cambridge University Press, 2010.