Беспокойный космополит или классик северонемецкой музыки? Фигура Каспара Фёрстера Младшего (1616-1673) в зеркале исторических свидетельств и современных научных исследований

Аннотация

В статье критически рассмотрены и систематизированы современные представления о творчестве Каспара Фёрстера Младшего и на этом основании дана оценка его значения для северонемецкой музыкальной культуры середины XVII века. Современники композитора оставили восторженные отзывы о его музыке, однако наследие Фёрстера дошло до нас далеко не в полном виде (не сохра­нились, в частности, опера и другие светские произведения, написанные для датского двора). Со­хранившиеся сочинения образуют три группы: 1) латинские церковные песнопения; 2) духовные диалоги; 3) сонаты для двух скрипок, виолы да гамба и континуо. Консервативный стиль духовных концертов можно объяснить их связью с музыкальными традициями Данцига, родного города Фёр­стера. Духовные диалоги отмечены влиянием музыки Кариссими (возможно, одного из учителей Фёрстера), однако именно эта ветвь наследия композитора не получила продолжения в творчестве его немецких современников. Сонаты примечательны своим импровизационным характером и ис­пользованием северонемецкого «фантазийного стиля»; именно в этом жанре наиболее заметно вли­яние музыки Фёрстера на творчество Букстехуде, который мог быть его учеником.

Одна из ключевых фигур в распространении итальянского стиля в Германии, Фёрстер помог род­ному региону выйти на уровень лучших достижений европейского искусства. Однако наибольшего влияния он достиг, по-видимому, в тех жанрах, в которых учитывал особенности северонемецкой традиции. В приложении к статье публикуется перевод документов о жизни и творчестве Фёрсте- ра, снабженный критическим комментарием.

Использованная литература

1. Жданов В. Северонемецкий духовный концерт второй половины XVII века: к проблеме региональной традиции // Научный вестник Московской консерватории. 2014. № 2 (17). С. 136–153.

2. Насонова М., Насонов Р. Прелюдийные жанры и становление клавирной композиции (2‑я половина XVI — XVII вв.) // SATOR TENET OPERA ROTAS. Юрий Николаевич Холопов и его научная школа (к 70‑летию со дня рождения): Сб. статей / ред.-сост. В. С. Ценова. М.: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2003. С. 114–123.

3. Насонова М. Л. Регистры органа // Музыкальные инструменты: энциклопедия / глав. ред. М. В. Есипова. М.: Дека-ВС, 2008. С. 777–781.

4. Baab J. The Sacred Latin Works of Kaspar Förster (1616–1673). Ph. D. Chapel Hill: University of North Carolina, 1970. 306 p.

5. Bernhard Ch. Treatise on Composition Enlarged / Transl. from the German by Myron R. Falck // Falck M. R. Seventeenth-Century Contrapuntal Theory in Germany: in 2 parts. Part Two: Three Treatises of Christoph Bernhard in English Translation. Ph. D. The University of Rochester, Eastman School of Music, 1965. 231 p.

6. Bowers J. M. Anne de la Barre / La Barre [Chabanceau de la Barre] // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd edition: in 29 vols. Vol. XIV / ed. by S. Sadie. L.: Macmillan, 2001. P. 78

7. Flood J. L. Poets Laureate in the Holy Roman Empire: A Bio-bibliographical Handbook: in 4 vols. Berlin [u. a.]: Walter de Gruyter, 2006. CCLVI, 2529 p.

8. Hammerich A. Dansk musikhistorie indtil ca. 1700. København: G. E. C. Gad, 1921. XII, 243 S.

9. Kircher A. Musurgia universalis sive Ars magna consoni et dissoni in X. libros digesta. Qua Universa Sonorum doctrina, & Philosophia, Musicaeque tam Theoricae, quam practicae scientia, summa varietate traditur <...>. 2 t. in 1. Roma: ex typographia haeredeum Francisci Corbelletti, 1650. [22], 690, [2]; [2], 462, [36] p.

10. Küster K. Fame, Politics and Personal Relationship: Whom did Düben Know in the Baltic Area? // The Dissemination of Music in Seventeenth-Century Europe / ed. by E. Kjellberg. Bern [u.a]: Peter Lang, 2006. P. 149–171.

11. Mattheson J. Grundlagen einer Ehrenpforte. Hamburg: In Verlegung des Verfassers, 1740. XLIV, 428, [16] S.

12. Patalas A. Music theory of Giovanni Maria Artusi in the polemical writings and in the music of Marco Scacchi // Musica Iagellonica. Vol. 4 (2007). P. 19–47.

13. Rauschning H. Geschichte der Musik und Musikpflege in Danzig. Danzig: Kommissionsverlag der Danziger Verlags-Gesellschaft M. b. h., 1931. 434 S. (Quellen und Darstellungen zur Geschichte Westpreußens / hrsg. vom Westpreußischen Geschichtsverein, Bd. 15)

14. Riepe J. Kaspar Förster der Jüngere (1616–1673) und die europäische Stilvielfalt im 17. Jahrhundert. (Schriften zur Musikwissenschaft aus Münster 21) by BERTHOLD WARNECKE: Besprechung // Musikforschung. Jg. 60 (2007). H. 2. S. 171–173.

15. Scacchi M. Cribrum musicum ad triticum Siferticum seu examinatio succincta psalmorum, quos non ita pridem Paulus Sifertus dantiscanus, in aede parochiali ibidem organoedus in lucem edidit <…>. Venetiis: Apud Allexandrum Vincentium, 1643. [XIV], 252 p.

16. Smither H. E. A History of the Oratorio. Vol. 2: the Oratorio in the Baroque Era: Protestant Germany and England. Chapel Hill: The University of North Carolina Press, 1977. 415 p.

17. Snyder K. J. Dieterich Buxtehude: Organist in Lübeck. Rochester, N. Y.: University Rochester Press, 1987. XXIV, 554 p.

18. Snyder K., Berglund L. Förster, Kaspar // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd edition: in 29 vols. / ed. by S. Sadie. L.: Macmillan, 2001. Vol. 9. P. 106–107.

19. Sørensen S. Monteverdi — Förster — Buxtehude. Entwurf zu einer entwicklungsgeschichtlichen Untersuchung // Dansk Årbog for Musikforskning. Vol. 3 (1963). S. 87–100.

20. Thrane C. Fra Hofviolonernes Tid. Skildringer af Det kongelige Kapels Historie 1648–1848 <…>. Kjøbenhavn: Det Schønbergske Forlag, 1908. XII, 459 S.

21. Warnecke B. Kaspar Förster der Jüngere (1616–1673) und die europäische Stilvielfalt im 17. Jahrhundert. Schneverdingen: Karl Dieter Wagner, 2004. III, 485 S. (Schriften zur Musikwissenschaft aus Münster, Bd. 21)

22. Werner A. F. Der lobwürdige Cadmus <…>. Kopenhagen: Heinrich Göde, [1663]. [4] Bl. URL: http://diglib.hab.de/drucke/153‑6‑quod-2f-8/start.htm?image=00001 (дата обращения: 20. 05. 2014).

23. Wolffheim W. Gedenksäule Caspar Förster’s von Danzig // Archiv für Musikwissenschaft. Jg. 2 (1920). S. 289–292.

24. Wollny P. Kaspar Försters Dialog Congregantes Philistei und der römische Oratorienstil //
Schweizer Jahrbuch für Musikwissenschaft. Neue Folge. Bd. 21 (2001). S. 11–25.