Блаженная Дева и Небесный Иерусалим (О вероисповедном замысле Вечерни Монтеверди)

Аннотация

В статье рассматриваются текстовая и музыкальная символика, а также исторический контекст создания Мессы и Вечерни, опубликованных Клаудио Монтеверди в 1610 году. Публикация трактуется как единая и цельная богословская концепция, в которой излагаются христианская богородичная догматика и специфические взгляды части средневековой католической церкви, впоследствии оформившиеся в виде догматов о Непорочном зачатии Девы Марии и о Ее Взятии на небеса. Композитор отразил эти воззрения предположительно под влиянием последовательной иммакулятистской позиции рода герцогов Гонзага; наиболее открыто они декларированы в мотете Audi coelum. Проанализирована драматургия Вечерни, представленная двумя параллельно развивающимися «сюжетами»: историей жизни Богородицы как части предвечного замысла об искуплении человечества — в мотетах; историей народа Божьего, восходящего в Небесный Иерусалим, — в псалмах. Показано ключевое для богословского содержания Вечерни значение образа Девы Марии как «врат Востока» (согласно пророчеству Иезекииля). Вознесшаяся на Небеса и сияющая путеводной звездой Дева Мария становится вратами Небесного Иерусалима. Исцелившемуся от греха человеческому роду предстоит прошествовать через эти врата, а враги никогда не смогут проникнуть через них в грозную не бесную крепость, жители которой хранят и соблюдают Слово Божие подобно тому, как восприняла в свое чрево Божественный Логос Богородица.

Использованная литература

1. Игнатьева Н., Насонов Р. Позиция Дж. М. Артузи в споре о второй практике: ценности и интересы // Научный вестник Московской консерватории. 2016. № 2 (25). С. 84–107.

2. Лебедева Г. Е., Митрофанов А. Ю. Экклезиология и общественно-политические воззрения Ансельма Луккского // Средние века. 2011. Вып. 72 (1–2). С. 60–86.

3. Митрофанов А. Ю. Жизненные вехи Ансельма Луканского: штрихи к историческому портрету // П роблемы социальной истории и культуры средних веков и раннего Нового времени. 2010. № 8. С. 165–192.

4. Конен В. Дж. Клаудио Монтеверди. М.: Советский композитор, 1971. 323 с.

5. Amadei F. Cronaca universale della città di Mantova. Edizione integrale. Vol. III / a cura di G. Amadei, E. Marani e G. Praticò. Mantova: C. I. T. E. M., 1956. 795 p.

6. Annibaldi C. L’archivio musicale Doria Pamphilj: saggio sulla cultura aristocratica a Roma fra il 16o e 19o secolo (II) // S tudi musicali. Anno XI (1982)/2. P. 277–344.

7. Arnold D. Monteverdi. 2nd ed. L.: J. M. Dent & Sons, 1975. X, 212 p. (The Master Musicians series).

8. Artoni P. San Francesco in Mantova. Il pantheon dei primi Gonzaga // Quaderni di San Lorenzo. Vol. 11: Sepolcri gonzagheschi (2013). P. 57–86.

9. Barbero F. Sul dogma dell’Immacolata Concezione: commento alle letture della Domenica. 8 dicembre 2002. URL: // http://xoomer.virgilio.it/ikthys/Immac.Conc..htm (дата обращения: 22.04.2017).

10. Besutti P. Spaces for music in late Renaissance Mantua // The Cambridge Companion to Monteverdi / e d. by J. Whenham and R. Wistreich. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. P. 76–94.

11. Blazey D. A Liturgical Role for Monteverdi’s Sonata sopra Sancta Maria // E arly Music. Vol. 17 (1989). P. 175–178.

12. Bonta St. Liturgical Problems in Monteverdi’s Marian Vespers // J ournal of the American Musicological Society. Vol. 20 (1967). P. 87–106.

13. Bowers R. Monteverdi at Mantua, 1590–1612 // The Cambridge Companion to Monteverdi / e d. by J. Whenham and R. Wistreich. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. P. 53–75.

14. Bowers R. Claudio Monteverdi and Sacred Music in the Household of the Gonzaga Dukes of Mantua, 1590–1612 // Music & Letters. Vol. 90 (2009). No. 3. P. 331–371.

15. De’ Paoli D. Monteverdi. Prima edizione. Milano: Rusconi, 1979. 592 p. (La Musica).

16. Dixon G. Monteverdi’s Vespers of 1610: “della Beata Vergine”? // Early Music. Vol. 15 (August 1987). P. 386–389.

17. Donesmondi I. Dell’istoria ecclesiastica di Mantova <…> parte prima. Mantova: Aurelio & Lodovico Osanna fratelli, MDCXII. [10], 395, [13] p.

18. Donesmondi I. Dell’istoria ecclesiastica di Mantova <…> parte seconda. Mantova: Aurelio & Lodovico Osanna fratelli, MDCXVI. [11], 522, [15] p.

19. Donesmondi I. Cronologia d’alcune cose più notabile di Mantova <…>. Mantova: Aurelio & Lodovico Osanna fratelli, MDCXVI. 31 p.

20. Fabbri P. Monteverdi / t ransl. by T. Carter. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. XV, 350 p.

21. Fenlon I. The Monteverdi Vespers: Suggested Answers to Some Fundamental Questions // Early Music. Vol. V. No. (July 1977). P. 380–387.

22. Fontana G. F. Storia degli ordine monastici, religiosi, e militari, e delle congregazioni secolari <…>. Tomo ottavo. Lucca: Giuseppe Salani, e Vincenzo Giuntini, MDCCXXXIX. VII, 488 p.

23. Gardiner J. E. Vespers in Venice: [Linear Notes] // Claudio Monteverdi. Vespro della Beata Vergine (1610): Booklet. Archiv Produktion — 429 565–2/4, 1990. P. 11–22.

24. Kurtzman J. Essays on the Monteverdi Mass and Vespers of 1610. Houston: William Marsh Rice University, 1978. III, 182 p. (Rice University Studies. Vol. 64. No. 4).

25. Kurtzman J. The Monteverdi Vespers of 1610: Music, Context, Performance. Oxford: Oxford University Press, 1999. XIX, 603 p.

26. Kurtzman J. The Mantuan Sacred Music // The Cambridge Companion to Monteverdi / ed. by J. Whenham and R. Wistreich. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. P. 141–154.

27. Kurtzman J. Monteverdi’s Mass and Vespers of 1610: The Economic, Social, and Courtly Context // Journal of Seventeenth-Century Music. Vol. 18 (2012). No. 1. URL: http://sscm-jscm.org/jscm-printer-friendly-articles/?article=/jscm-issues/volume-18-no-1/monteverdis-mass-and-vespers-of-1610-the-economic-social-and-courtly-context/ (да-
та обращения: 22.04.2017).

28. Lea H. Ch. A History of the Inquisition of The Middle Ages: in 3 vols. Vol. III. N. Y.: Macmillan, 1906. IX, 736 p.

29. Mari L., Kurtzman G. A Monteverdi Vespers in 1611 // Early Music. Vol. XXXVI (2008). No. 4. P. 547–555.

30. Monteverdi C. Lettere, dediche, e prefazioni / edizione critica con note a cura di D. De’ Paoli. Roma: De Santis, 1973. 426 p. (Contributi di musicologia; 4).

31. Monteverdi C. Lettere / a cura di É. Lax. Firenze: Leo S. Olschki, MCMXCIV. 219 p.

32. Monteverdi G. C. DICHIARATIONE DELLA LETTERA stampata nel Quinto libro de suoi Madregali // Scherzi musicali a tre voci, di Claudio Monteverde, raccolti da Giulio Cesare Monteverde suo fratello, & novamente posti in luce <…>. Venetia: Ricciardo Amadino, MDCVII. P. [42]–[45].

33. O’Carroll M. Theotokos: A Theological Encyclopedia of the Blessed Virgin Mary. Eugene, Oregon: Wipf and Stock, 2000. X, 378 p.

34. Parisi S. New Documents Concerning Monteverdi’s Relations with the Gonzagas // Claudio Monteverdi: Studi e prospettive, Atti del Convegno Mantova, 21–24 ottobre 1993 / a cura di P. Besutti, T. M. Gialdroni and R. Baroncini. Firenze: Leo S. Olschki, 1998. P. 477–511. (Miscellanea / Accademia nazionale virgiliana di scienze lettere e arti).

35. Pomplun T. Baroque Catholic Theologies of Christ and Mary // The Oxford Handbook of Early Modern Theology, 1600–1800 / ed. by Ulrich L. Lehner, Richard A. Muller and A. G. Roeber. Oxford: Oxford University Press, 2016. P. 104–118.

36. Sanders, Donald C. Music at the Gonzaga Court in Mantua. Lanham, Boulder, N. Y., Toronto, Plymouth, UK: Lexington Books, 2012. XVI, 195 p.

37. Siegele U. Cruda Amarilli oder Wie ist Monteverdis „seconda pratica“ satztechnisch zu verstehen? // Claudio Monteverdi, vom Madrigal zur Monodie. München: Text + Kritik, 1994. S. 31–102. (Musik-Konzepte. Heft 83/84).

38. Siegele U. Seconda pratica: Counterpoint and Politics // Journal of Seventeenth-Century Music. Vol. 18 (2012). No. 1. URL: http://sscm-jscm.org/jscm-issues/volume-18-no-1/seconda-pratica-counterpoint-and-politics/ (дата обращения: 22.04.2017).

39. Stevens D. Where are the Vespers of Yesteryear? // The Musical Quarterly. Vol. XLVII. Issue 3 (July 1961). P. 315–330.

40. Tagmann P. The Palace Church of Santa Barbara in Mantua, and Monteverdi’s Relationship to its Liturgy // Festival Essays for Pauline Alderman: a Musicological Tribute / ed. by Burton L. Karson. Provo, Utah: Brigham Young University Press, 1976. P. 53–60.

41. Vogel E. Claudio Monteverdi: Leben, Wirken im Lichte der zeitgenossischen Kritik und Verzeichnis seiner im Druck erschienenen Werke // Vierteljahrsschrift für Musikwissenschaft. Dritter Jahrgang (1887). 3. Vierteljahr. S. 315–450.

42. Whenham J. Monteverdi: Vespers (1610). Cambridge: Cambridge University Press, 1997. VIII, 140 p. (Cambridge Music Handbooks).