В начале XI века на севере Италии неизвестный монах написал труд (с инципитом «Musicae artis disciplina», без названия), который оказал заметное влияние на Гвидо Аретинского. Исторически трактат приписывался Одо Клюнийскому, ныне автора условно обозначают как Псевдо-Одо. Трактат включает учение о монохорде, буквенной нотации (возможно, впервые — с модально тождественными октавами и буквой «гамма»), «консонансах» (6 эммелических интервалов и октава); основная часть посвящена учению о композиции григорианского хорала (cantus planus).
Публикация содержит русский перевод, а также новую редакцию латинского оригинала трактата, с критическим аппаратом, справочными и научными комментариями. В статье, предваряющей издание, подробно рассматривается проблема идентификации автора; в качестве рабочей гипотезы предложено именовать его Братом Петром, а сам трактат — «Музыкальное искусство» («Ars musicae»). Там же «Музыкальное искусство» Брата Петра (теоретическое учение, эстетические взгляды, культурный бэкграунд, особенности дидактики) сравнивается с «Диалогом о музыке» — анонимным (предположительно — Брата Михаила) текстом начала XI века, также оказавшим большое влияние на Гвидо, и с аутентичными трактатами самого Гвидо.
1. Аристоксен. Элементы гармоники / издание подготовил В. Г. Цыпин. М.: МГК, 1997. 136 с.
2. Боэций. Основы музыки / подгот. текста, пер. с лат. и коммент. С. Н. Лебедева. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2019. XL, 428 с.
3. Гвидо Аретинский. Послание о незнакомом распеве / пер. с лат. и коммент. С. Н. Лебедева // Научный вестник Московской консерватории. 2015. № 1. С. 120–145.
4. Гвидо Аретинский. Правила в стихах / пер. с лат. и коммент. С. Н. Лебедева // Научный вестник Московской консерватории. 2018. № 1. С. 14–33.
5. Гвидо Аретинский. Пролог к антифонарию / пер. с лат. и примеч. Р. Л. Поспеловой // Sator tenet opera rotas. Юрий Николаевич Холопов и его научная школа. М.: Московская гос. консерватория имени П. И. Чайковского, 2003. С. 57–67.
6. Клузо М. Шут — персонаж культуры Средневековья // Исторический атлас средневековой музыки / пер. и ред. С. Н. Лебедева. М.: Арт Волхонка, 2016. С. 160–163.
7. Псевдо-Одо. Диалог о музыке (главы 8–18) / пер. с лат. и примеч. Р. Л. Поспеловой // От Гвидо до Кейджа. Полифонические чтения. М.: ТС-Прима, 2006. С. 339–357.
8. Barrett S. The Melodic Tradition of Boethius’ “De consolatione philosophiae” in the Middle Ages // Monumenta monodica Medii Aevi. Subsidia. Vol. VII. Kassel: Bärenreiter, 2013. 280 p.
9. Bernhard M. Das musikalische Fachschrifttum im lateinischen Mittelalter // Geschichte der Musiktheorie. Bd. III. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1990. S. 37–103.
10. Clavis Gerberti. Eine Revision von Martin Gerberts Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum (St. Blasien 1784) von M. Bernhard. Teil 1. München: Verlag der Bayerischen Akademie der Wissenschaften, 1989. 200 S.
11. Commentum Einsidlense in Donati Artem maiorem / ed. H. Hagen // Anecdota Helvetica. Leipzig: Teubner, 1870. P. 219–266. (Grammatici Latini. Supplementum.)
12. De Nardo L. L. Il “Dialogus de musica”. Udine: Forum, 2007. 178 p.
13. Huglo M. Der Prolog des Odo zugeschriebenen “Dialogus de Musica” // Archiv für Musikwissenschaft 28 (1971). S. 134–146.
14. Huglo M. L’auteur du “Dialogue sur la Musique” attribué a Odon // Revue de Musicologie 55 (1969). P. 119–171.
15. Lexicon musicum Latinum / hrsg. v. M. Bernhard. Fasz. 5. München: Verlag der Bayerischen Akademie der Wissenschaften, 2001. Col. 481–640 (продолжающееся издание).
16. Lexicon musicum Latinum / hrsg. v. M. Bernhard. Fasz. 9. München: Verlag der Bayerischen Akademie der Wissenschaften, 2007. Col. 1–160 (продолжающееся издание).
17. Lipphardt W. u. a. Notation // Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Bd. IX. Kassel; Basel: Bärenreiter, 1961. Sp. 1595–1667.
18. Marvin E. W., Laprade P. Relating musical contours: Extensions of a theory of contour // Journal of Music Theory 31 (1987). P. 225–267.
19. Oesch H. Guido von Arezzo. Biographisches und Theoretisches unter besonderer Berücksichtigung der sogenannten odonischen Traktate. Bern: Paul Haupt, 1954. XVI, 128 S.
20. Page C. The Boethian Metrum “Bella bis quinis”: a New Song From Saxon Canterbury // Boethius: His Life, Thought and Influence / ed. by M. Gibson. Oxford: Basil Blackwell, 1981. P. 306–311.
21. Ryan B. The Anonymous “Musicae artis disciplina”. A Critical Edition. Ph. D. thesis. University of Toronto, 2013. 190 p. (используемое сокращение — Ryan).
22. Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum / e d. M. Gerbert. Vol. I. St. Blasien: Typis San Blasianis, 1784. 350 p. (используемое сокращение — GS).
23. S. Gregorii Magni vita, auctore Joannde Diacono // Patrologia Latina. T. LXXV. Parisiis: J.-P. Migne, 1849. Сol. 59–242.
24. Sedulius Scottus. In Donati Artem maiorem / e d. B. Löfstedt. Turnholt: Brepols, 1977. Р. 3–390. (Corpus christianorum. Continuatio mediaevalis. Vol. 40B.)
25. Snyder J. Pitch and Pitch Relationships in “Musicae artis disciplina”: Letter Notation, Species, and Contour Theory // Theoria. Vol. XVII. Denton (Texas), 2010. P. 17–57.