Ферруччо Бузони в эссе «Шопен: каким его вижу» («Chopin: Eine Ansicht über ihn») предложил оригинальную концепцию творчества польского композитора. Главным качеством, определившим своеобразие шопеновского стиля, Бузони считает «der Halbheit» — половинчатость, двойственность, противоречивость, свойственные личности Шопена. Это качество, по мнению Бузони, проявляется на уровнях замысла и формы, традиций и новаторства; сказывается в непоследовательности драматургии произведений и в стиле фортепианного изложения. Наиболее ценными в творчестве Шопена Бузони считает сочинения, лишенные этой «половинчатости», — серию этюдов, прелюдии и несколько ноктюрнов. Перевод эссе дополнен подробным комментарием, дающими представление об идейно-художественном контексте создания этого литературного опуса. Охарактеризованы динамика развития эстетических взглядов автора и роль произведений Шопена в исполнительском искусстве Бузони. Прослеживается влияние его идей на музыкальное исполнительство XX столетия.
- Баренбойм Л. А. Антон Григорьевич Рубинштейн: жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность: [в 2 т.]. Т. 2: 1867–1894. Л.: Государственное музыкальное издательство, 1962. 490 с.
- Бородин Б. Б. Из литературного наследия Ферруччо Бузони: аннотации к цюрихским программам // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 53. С. 29–41.
- Бородин Б. Б. Ранние звукозаписывающие технологии и проблема репрезентативности аудиоматериалов рубежа XIX–XX веков для истории исполнительского искусства // Искусствоведение в контексте других наук в современном мире: Параллели и взаимодействия: сборник трудов Международной научной конференции, 21–26 апреля 2019 года. Российская государственная библиотека / ред.-сост. Г. Р. Консон. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2020. С. 865–887.
- Бородин Б. Б. Ферруччо Бузони — интерпретатор Бетховена // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9. № 2. С. 48–61.
- Бузони Ф. Из литературного наследия / пер. М. В. Мельникова // Научный вестник Московской консерватории. 2012. № 4. С. 154–159. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2012.11.4.09.
- Бузони Ф. О пианистическом мастерстве. Избранные высказывания / пер. Г. М. Когана // Исполнительское искусство зарубежных стран. Выпуск первый. М.: Государственное музыкальное издательство, 1962. С. 141–174.
- Бузони Ф. Эскиз новой эстетики музыкального искусства / пер. В. Коломийцева. СПб.: Планета музыки, 2019. 40 с.
- Вейнингер О. Пол и характер. Принципиальное исследование. М.: Академический Проект, 2012. 392 с. (Психологические технологии).
- Игумнов К. Н. О Шопене // Как исполнять Шопена / сост. А. В. Засимова. М.: Классика–XXI, 2005. С. 159–162.
- Ленц В. фон. Воспоминания о Шопене // Как исполнять Шопена / сост. А. В. Засимова. М.: Классика – XXI, 2005. С. 105–118.
- Монсенжон Б. Глен Гульд. Нет, я не эксцентрик / пер. М. Ивановой-Аннинской. М.: Классика–XXI, 2003. 272 с.
- Нейгауз Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. М.: Классика–XXI, 2000. 432 с.
- Рубинштейн А. Г. Литературное наследие: [в 3 т.]. Т. 1: Статьи. Книги, Докладные записки. Речи. М.: Музыка, 1983. 216 с.
- Рубинштейн А. О Шопене // Как исполнять Шопена / сост. А. В. Засимова. М.: Классика–XXI, 2005. С. 143–147.
- Рубинштейн А. Г. Лекции по истории фортепианной литературы. М.: Музыка, 1974. 110 с.
- Цвейг С. Вчерашний мир. М.: Радуга, 1991. 544 с.
- Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи / вступит. статья и пояснения В. В. Яковлева. М.: Государственное музыкальное издательство, 1953. 440 с.
- Шуман Р. О музыке и музыкантах. Собрание статей: [в 2 т.] T. II-А. М.: Музыка, 1978. 327 с.
- Armbruster [R.] Hand Coordination // The AMICA Bulletin: Automatic Musical Instrument Collectors’ Association. Vol. 36. No. 1 (January-February 1999). P. 14–18.
- Beaumont A. Busoni the Composer. Bloomington: Indiana University Press, 1985. 408, [24] p.
- Busoni F. Briefe an seine Frau / hrsg. von Fr. Schnapp, mit einem Vorwort von W. Schuh. Erlenbach, Zürich, Leipzig: Rotapfel, 1935. XXVI, 404 S.
- Busoni F. Lettere a Isidor Philipp. «Toute supériorité est un exil» / a cura di L. Rodoni. Roma: Ismez, 2005. 272 p.
- Busoni F. Selected Letters / ed. by A. Beaumont. New York: Columbia University Press, 1987. XIX, 446 p.
- Busoni F. Von der Einheit der Musik: von Dritteltönen und junger Klassizität, von Bühnen und Bauten und anschliessenden Bezirken. Berlin: M. Hesse, 1922. 386 S.
- Casella A. Il Pianoforte. Milano: G. Ricordi, 1954. 251 p. (Strumenti (Ricordi)).
- Couling D. Ferruccio Busoni: A Musical Ishmael. Lanham, Md.: Scarecrow, 2005. XVI, 391 p.
- Day T. A Century of Recorded Music: Listening to Musical History. New Haven: Yale University Press, 2001. X, 306 p.
- Dent E. J. Ferruccio Busoni: A Biography. London: Eulenburg Books, 1974. XV, 367 p.
- Dyment Chr. Ferruccio Busoni: His Phonograph Recordings // Journal of the Association for Recorded abilities Sound. Vol. 10 (1979). P. 185–187.
- Fifield Chr. Ibbs and Tillett: The Rise and Fall of a Musical Empire. Routledge, 2017. 724 p.
- Hall D. The Early Recordings for the Welte-Mignon // Pianola Journal. Vol. 16 (2005). P. 33–48.
- Knyt E. E. Ferruccio Busoni and His Legacy. Bloomington; Indianapolis : Indiana University Press, 2017. 372 p.
- Knyt E. E. Ferruccio Busoni and the “Halfness” of Frederic Chopin // The Journal of Musicology. Vol. 34. No. 2 (Spring 2017). P. 241–280.
- Leichtentritt H. Ferruccio Busoni // The Music Review. Vol. 6 (1945). P. 206–212.
- Niemann W. Meister des Klaviers, die Pianisten der Gegenwart und der letzten Vergangenheit. Berlin: Schuster & Loeffler, 1919. 245 S.
- Rattalino P. Chopin and Busoni: Absolute Incompatibility or Compatible Diversity? / trans. by E. Siegel // Chopin and His Work in the Context of Culture: Studies. Vol. 2 / ed. by I. Poniatowska. Krakow: Polska Akademia Chopinowska, 2003. P. 159–164.
- Sitsky L. Busoni and the Piano: The Works, the Writings, and the Recordings. New York: Greenwood Press, 1986. 409 p.
- Stuckenschmidt H. H. Ferruccio Busoni; Chronicle of a European. New York: St. Martin’s Press, 1972. 223 p.