Ида Асгатовна Губайдуллина излагает исполнительский анализ Чаконы для фортепиано, написанной ее родной сестрой, композитором Софией Асгатовной Губайдулиной. Чакона — раннее сочинение автора (1962), весьма часто играемое. Ознакомившись с исполнением произведения разными пианистами, Ида Асгатовна пришла к выводу, что во многих случаях эти интерпретации не соответствуют его подлинному смыслу: наряду с виртуозностью, Чакона обладает глубоко трагическими чертами. Решив раскрыть этот замысел молодым пианистам, Ида Асгатовна в возрасте 83 лет сама выучила пьесу и сыграла своей сестре, получив ее одобрение. Анализ первой редакции Чаконы (изд. 1969), отличающейся от позднейших по ритмике, представлен в виде последовательного комментария ко всем основным фрагментам произведения.
Автор Предисловия к статье, В. Н. Холопова приводит характеристики Чаконы, дававшиеся разными рецензентами в разное время.
1. Шавердян Р. Авторский вечер С. Губайдулиной и А. Николаева // Советская музыка. 1963. № 3. С. 78–80.
2. Юрыгина Н. Уроки Я. И. Зака // Яков Зак. Статьи. Материалы. Воспоминания / Сост. М. Г. Соколов. М.: Советский композитор, 1980. С. 45–88; 2-е изд.: Уроки Зака. М.: Классика ХХI, 2006. C. 70–113.
3. Kurtz M. Sofia Gubaidulina. Eine Biografie. Stuttgart: Urachhaus, 2001. 416 S.
4. Onalbayeva-Coleman K. Sofia Gubaidulina: Chaconne for Solo Piano in the Context of Her Life and Work. DMA. Louisianna State Univ., 2010.
5. Roster D. [Biographical and program notes] // Sofia Gubaidulina. The Complete Piano Music.
BIS–CD–853. Djursholm, Sweden. 1997. P. 4–22.