«Изобразить положительно прекрасного человека»: образ Князя Мышкина в либретто А. Медведева к опере М. Вайнберга «Идиот»

Аннотация

В российском оперном сезоне 2016–2017 годов были представлены сразу две постановки оперы Мечислава Вайнберга и Александра Медведева «Идиот»: в Большом театре в Москве и на сцене Мариинский‑2 в Санкт‑Петербурге. Созданная в 1986 году, опера «Идиот» ждала полноценной премьеры на отечественной сцене 30 лет и стала настоящим событием музыкального мира. Обращение авторов музыкальной драмы к сюжету самого «загадочного» романа Достоевского видится закономерным. Оно обусловлено общностью взглядов на жизнь М. С. Вайнберга и Ф. М. Достоевского: оба, несмотря на перенесенные страдания, сохранили веру в человека и светлые идеалы. Косвенным стимулом к созданию оперы можно считать общение композитора с Н. Я. Мясковским, который на протяжении пяти лет работал над оперой «Идиот», но так и не завершил ее. Идея обращения к роману «Идиот» принадлежит либреттисту Александру Медведеву. Анализ либретто и драматургии произведения позволяет утверждать, что авторы стремились максимально полно представить Князя Мышкина как «положительно прекрасного человека» и создать образ главного героя, близкого первой редакции романа Достоевского. Следуя общей логике сюжета, Медведев свободно компилирует фрагменты, фразы и отдельные слова литературного первоисточника, подчеркивая «надмирный» и возвышенный характер Князя Мышкина. Монологи героя основаны на текстах романа, где он рассуждает о природе, первоначале бытия, провидит других персонажей в идеальной проекции. В первый монолог Князя (3 картина) включена известная цитата из письма Достоевского к брату Михаилу. В либретто также фигурируют поэтические строки Н. М. Языкова и Я. П. Полонского, которые представлены в популярном в XIX веке жанре романса, что не только служит созданию атмосферы картины «День ангела», но и ярко контрастирует сценам с участием Мышкина. Принцип антитезы используется и в других картинах, чтобы подчеркнуть острый динамичный характер развертывания действия, которое завершается трагической развязкой.

Использованная литература

1. Абаулин Д. Путь к Достоевскому // М. Вайнберг. «Идиот». Буклет. М., 2017. С. 45–49.

2. Артемова Е. Г. Оперы Мечислава Вайнберга на московских сценах: от идеи к интерпретации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 8 (82). С. 23–25.

3. Бабурина Е., Макарова А. Современный оперный мир Мечислава Вайнберга // Музыкальное обозрение. 2018. № 4–5 (425–426).

4. Барсова И. А. Семьдесят восемь дней и ночей в застенке: композитор Мечислав Вайнберг // Научный вестник Московской консерватории. 2014. № 2. С. 90–104.

5. [Вайнберг М. Идиот / либретто А. Медведева: буклет к CD] // M. Weinberg. Idiot. Oper in vier Akten op. 144. Libretto von Alexander Medwedjev nach dem Roman von Fjodor M. Dostojewski in Russischer Sprache. Orchester des Nationaltheaters Mannheim, Thomas Sanderling. 3 CD. Pan Classics. PC 10328. 30.10.2015.

6. Власов А. Вариации на тему «Идиота» // Музыкальная академия. 1992. № 4. С. 54–57.

7. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. VIII. Л.: Наука, 1973. 514 с.

8. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. IX. Л.: Наука, 1974. 529 с.

9. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. XXVIII. Кн. 1. Л.: Наука, 1985. 554 с.

10. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. XXVIII. Кн. 2. Л.: Наука, 1985. 617 с.

11. Касаткина Т. А. Характерология Достоевского. М.: Наследие, 1996. 337 с.

12. Лобанова Е. В. «Идиот» — неосуществленный оперный замысел Н. Я. Мясковского // Опера в музыкальном театре: история и современность / сост. И. П. Сусидко. М.: РАМ им. Гнесиных, Гос. институт искусствознания, 2016. С. 127–134.

13. Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возвращение. Международный форум. Материалы. М.: Большой театр России, 2017. 58 с.

14. Никитина Л. Н. «Почти любой миг жизни — работа…» // Музыкальная академия. 1994. № 5. С. 17–24.

15. «Пассажирка» М. Вайнберга: буклет. Екатеринбург: Екатеринбургский театр оперы и балета, 2016. 149 с.

16. Полонский Я. П. Последний вздох [Электронный ресурс.] URL.: https://rupoem.ru/ polonskij/poceluj‑menya‑moya.aspx (дата обращения: 27.07.2018).

17. Полонский Яков Петрович // Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества. [Электронный ресурс.] URL.: http://www.fedordostoevsky.ru/around/ Polonsky_Ya_P/ (дата обращения: 16.07.2020).

18. Попов И. «Рыцарь бедный» советской музыки и его опера «Идиот» // М. Вайнберг. «Идиот»: буклет. М., 2017. С. 35–44.

19. Раку М. Г. В поисках гармонии // М. Вайнберг. «Идиот». Буклет. М., 2017. С. 51–58.

20. Резепов Е. К Языкову // Русский мир.ru. 2011. Aпрель. [Электронный ресурс.] URL.: https://m.rusmir.media/2011/04/01/poet (дата обращения: 15.07.2020).

21. Языков Н. М. Весенняя ночь. [Электронный ресурс.] URL.: https://rupoem.ru/ yazykov/v‑prozrachnoj‑mgle.aspx (дата обращения: 27.07.2020).

22. Anderson R. The Idiot and the Subtext of Modern Materialism. Dostoevsky studies. 1988. Vol. 9. P. 76–89.

23. Cicovacki P. The Enigmatic Conclusion of Dostoevsky’s Idiot: А Comparison of Prince Myshkin and Wagner’s Parsifal // Dostoevsky Studies. New Series. 2005. Vol. 9. P. 106–114.

24. Voitkevich S. Works by F. M. Dostoyevsky on Drama and Music Stage. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2014. Vol. 7. Issue 1. P. 43–49.