В статье, включающей публикацию ранее неизвестных документов из архивов Санкт-Петербурга и Вены, представлен характерный эпизод из деятельности Густава Мале-ра во главе Придворной оперы в Вене. Речь идет о подготовке осенью 1899 года вен-ской премьеры оперы «Демон» Антона Рубинштейна, в связи с чем Малер должен был тщательно изучить партитуру. Его обращение в Дирекцию императорских теат-ров в Петербурге, переданное режиссеру Русской оперы Осипу (Иосифу) Палечеку, касается реализации одного неясного места («там-там» на сцене, использованный в начале III действия). Приведенные документы проливают свет на бытовавшую в конце XIX века постановочную практику. Для объяснения существа затронутого Малером вопроса привлечены сведения по истории текста оперы Рубинштейна.
1. Ахметшина З. М. О. О. Палечек. Жизнь и творчество // Малоизвестные страницы истории консерватории: альманах. Вып. II. СПб.: Санкт-Петербургская государственная консерватория, 2001. С. 24–30.
2. Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750–1917: словарь. В 2 ч. Ч. 1. М.: Советский композитор, 1991. С. 388–389.
3. Рубинштейн А. Г. Литературное наследие: в 3 т. Т. 1 / Сост., текстологич. подготовка, коммент. и вступ. ст. Л. А. Баренбойма. М.: Музыка, 1983. 215 с.
4. Яковлев М. М. Палечек // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. Т. 4 / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1978. Стб. 163–164.
5. Blaukopf K. Mahler. Sein Leben, sein Werk und seine Welt in zeitgenössischen Bildern und Texten / Mit Beiträgen Zoltan Roman. Wien: Universal Edition, 1976. 276 S.
6. Täuschel A. Anton Rubinstein als Opernkomponist. Berlin: Ernst Kuhn, 2001. 295 S.
7. Willnauer F. Gustav Mahler und die Wiener Oper. Wien, Munchen: Jugend und Volk, 1979. 314 S.