Художественные установки в мультимедийном творчестве: Николай Попов и Тодор Пожарев (на примере «Martellato» и «Artra»)

Аннотация

Сочетание электронной музыки и визуального ряда привело к возникновению нового явления в музыкальном искусстве —  мультимедийной композиции. Одним из авторов, работающих в этой области, является московской композитор Н. Попов. Его основные видеохудожники —  итальянец Э. Квинн и серб Т. Пожарев, каждый со своей самостоятельной эстетикой. В данной  статье рассмотрено творчество Пожарева,  стоявшего у истоков некоторых сочинений Попова. Рисункам Пожарева присущи принцип диссимметрии, а также включение элементов реальной действительности в абстрактный видеоряд; в построении формы он ориентируется на «динамический накал» музыкального ритма, что помогает интегрировать различные виды искусства в одном произведении.
К настоящему времени Пожарев и Попов осуществили три проекта: «Martellato», «Артра» и «Erwartung» («Ожидание»). В «Martellato» композитор применяет жесткие звучания (и апериодичный ритм), реализуя свою философскую установку: весь физический мир может быть материалом для музыки. В «Артра» обращается к излюбленной теме Космоса, цитируя фрагмент музыки Стравинского с позолоченного диска корабля «Вояджер-1», посланного за пределы Солнечной системы.

Использованная литература

1. Мультимедиа // Википедия. Свободная энциклопедия (дата обращения: 12.06.2018).

2. Попов Н. «Для меня работа с видеохудожником — невероятный процесс» /  Материал подготовила Е. Кравцун. URL: http://muzcentrum.ru/news/2013/09/8808- (дата обращения: 12.06.2018).

3. Штокхаузен К. Из интервью //  Композиторы о современной композиции /  ред.-сост. Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова М.: НИЦ «Московская консерватория», 2009. С. 201–209.

4. Холопова В. Н. Современность Николая Попова: новизна музыки — новизна миропредставления //  Проблемы музыкальной науки. 2018. № 1. С. 120–130.

5. Холопова В. Н. Феномен музыки. М.: Директ-Медиа, 2014. 384 c.

6. Яцюк О. Г., Пожарев Т. Видимая музыка или звучащая живо пись цифровой виртуальности // Наука телевидения. Вып. 11 (2014). С. 290–298.

7. Grabócz M. Narrativity and Electroacoustic Music // Musical Signification: Essays in the Semiotic Theory and Analysis of Music /  ed. by E. Tarasti. New York: Mouton De Gruyter, 1995. P. 535–540. (Approaches to Semiotics, Book 121).

8. Smalley D. The Listening Imagination: Listening in the Electroacoustic Era // Contemporary Music Review. Vol. 13 (1996). Issue 2: Computer Music in Context. P. 77–107.

9. Stockhausen K. Vier Kriterien der elektronische Musik // Texte zur Musik 1970–1977. Bd. 4. Köln: DuMont, 1978. S. 360–424.

10. Stuckenschmidt H. H. Die dritte Epoche — Bemerkungen zur Ästhetik der Elektronenmusik //  Die Reihe. Bd. 1 (1955): Elektronische Musik. S. 17–19.