«Клавирное упражнение»: к истории традиции

Аннотация

В статье исследует ся корпус инструментальных сборников, объединенных заглавием Clavierübung. Эти издания, написанные «во услаждение души» и предназначенные как для знатоков, так и для любителей музыки, представляют собой особый род нотопечатной и рукописной продукции в Австрии и Германии конца XVII — середины XVIII века. Они образуют широкий контекст к серии публикаций «Клавирных упражнений» И. С. Баха; в не которых заметно влияние этого композитора.
Анализ обсуждаемых изданий позволяет классифицировать «Клавирные упражнения» по количеству частей (одиночные публикации и серии публикаций) и по составу (одножанровые и многожанровые). Чаще всего сборники включают в себя танцы, объединенные в сюитные последовательности. В особых случаях в них встречаются вариации, пьесы в таких жанрах, как соната, сонатина, прелюдия, хоральная обработка, а также увертюра и концерт.

Использованная литература

1. Бочаров Ю. С. Барочная сюита: знакомая и не знакомая // Старинная музыка. 2013. № 4 (62). С. 11–18.

2. Бочаров Ю. С. Увертюра в эпоху барокко. М.: Композитор, 2005. 280 с.

3. Великовский А. Ю. «Гольдберг-вариации» (Aria mit verschiedenen Verænderungen) в контексте позднего творчества И. С. Баха: дис. … канд. искусствоведения. М.: Московская гос. консерватория имени П. И. Чайковского, 2014. 418 с.

4. Иоганн Себастьян Бах. Жизнь и творчество: Собрание документов / cост. Х.-Й. Шульце; пер., сост. примеч. и указ. В. Ерохина. СПб.: Изд-во имени Н. И. Новикова; Галина скрипт, 2009. 600 с.

5. Милка А. П. Баховские «шестерки» (Принципы организации баховских сборников в контексте особенностей барокко) // Музыкальная коммуникация: Сб. науч. тр. Вып. 8. СПб.: РИИИ, 1999. C. 220–238.

6. Милка А. П. Четыре авторские версии Clavier Übung III И. С. Баха // Иоганн Себастьян Бах. Полное собрание произведений для органа. Т. IV: Клавирные упражнения III. Уртекст Neue Bach-Ausgabe / подгот. текста и коммент. М. Тессмера; пер. и коммент. М. А. Сапонова. М.: Беренрайтер; РМИ, 2007. 168 с.

7. Милка А. П. Инвенция — что же это такое? // А. Милка, Т. Шабалина. Занимательная бахиана. [Вып. 1]: Об Иоганне Себастьяне, Анне Магдалене и не которых занятных не доразумениях. СПб.: Композитор, 2001. С. 87–116.

8. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах / пер. с не м. Я. С. Друскина. М.: Музыка, 1964. 728 с.

9. Южак К. И. О структуре титульного листа в разных исторических традициях (Памяти И. Н. Барановой) // Текст художественный: грани интерпретации: Сб. науч. ст. по материалам междунар. конф. Петрозаводск: Verso, 2013. С. 16–38.

10. Billeter B. Bachs Klavier- und Orgelmusik. Winterthur: Amadeus, 2010. 808 S.

11. Blom E. Сlavierübung // Grove’s Dictionary of Music and Musicians: in 9 vols. 5th ed. Vol. 2 / ed. by E. Blom. L.: Macmillan; N. Y.: Martin’s Press, 1954. P. 340.

12. Clement A. Der dritte Theil der Clavierübung von Johann Sebastian Bach: Musik–Text–Theologie. Middelburg: AlmaRes, 1999. 464 S.

13. Heussner H. Der Musikdrucker Balthasar Schmid in Nürnberg // Die Musikforschung. Jg. 16. H. 4 (Okt.–Dez. 1963). S. 348–362.

14. Krautwurst F. Scheuenstuhl, Michael // Die Musik in Geschichte und Gegenwart: Allgemeine Enzyklopädie der Musik. Bd. 11. Kassel: Bärenreiter-Verlag, 1986. Sp. 1689.

15. [Marpurg F. W.] Historisch-Kritische Beyträge zur Aufnahme der Musik <…> I. Band. Erste Stück. Berlin : Joh. Jacob Schützens sel. Wittwe, 1754. URL: http://reader.digitale-sammlungen.de/de/fs1/object/goToPage/bsb11044344.html?pageNo=77 (дата обращения: 23.06.2015).

16. [Mattheson J.] Critica musica <…> Bd. 1. Hamburg, 1722–1723. URL: http://reader.digitalsammlungen.de/en/fs1/object/display/bsb10527427_00153.html (дата обращения: 25.03.2016).

17. Oldershausen N. von. Carl Christoph Hachmeister — ein wenig beachteter früher Bachianer in Hamburg // Bach-Jahrbuch. Jg. 99 (2013). S. 375–380.

18. Radice M. A. The Nature of the „Style Galant“: Evidence from the Repertoire // The Musical Quarterly. Vol. 83. No. 4 (Winter 1999). P. 607–647.

19. Schweitzer A. J. S. Bach. Lpz.: Breitkopf & Härtel, 1908. 844 S.

20. Spitta Ph. Johann Sebastian Bach. His Work and Influence on the Music of Germany, 1685–1750: in 3 vols. Vol. III / transl. from the Germany by C. Bell and J. A. Fuller-Maitland. L.: Novello; N. Y.: Dover, 1992. 422 p.

21. Swain J. P. Historical Dictionary of Baroque Music. Lanham, USA: The Scarecrow Press, 2013. 395 p.

22. Ullrich H. Schmid, Balthasar // Die Musik in Geschichte und Gegenwart: Allgemeine Enzyklopädie der Musik. Personenteil. Bd. 14. Kassel [u.a.]: Bärenreiter; Stuttgart [u.a.]: Metzler, 2005. Sp. 1429–1431.

23. Williams P. Bach: The Goldberg Variations. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 120 p. (Cambridge Music Handbook).

24. Williams P. The Organ Music of J. S. Bach: in 2 vols. Vol. II. Work based on Chorales (BWV 599–771, etc.). Cambridge: Cambridge University Press, 1992. 368 p. (Cambridge Studies in Music).

25. Wolff Chr. Bach: Essays on His Life and Music. Cambridge: Harvard University Press, 1999. 480 p.

26. Wolff Chr. Die Originaldrucke Johann Sebastian Bachs // Die Nürnberg Musikverleger und die Familie Bach. Materialen zu einer Ausstellung des 48. Bach-Fests der Neuen Bach-Gesellschaft. Mit der Faksimile-Ausgabe des Erstdrucks der kanonischen Veränderungen über „Vom Himmel hoch“ von Johann Sebastian Bach BWV 769 / hrsg. von W. Wörthmüller. Zirndorf: Druckerei Bollmann, 1973. S. 15–20.

27. Wöllner С. Klavierüben // Lexikon des Klaviers. Baugeschichte-Spielpraxis-Komponisten und ihre Werke-Interpreten / hrsg. von Chr. Kammer und S. Mauser. Mit einem Geleitwort von D. Barenboim. Köthen: Laaber, 2006. S. 426–428.