В статье проводится параллель между идеями двух балетов — «Весна священная» и «Алалей и Лейла». Обе идеи зародились почти одновременно, в 1910 году. Замысел первого осуществлялся Сергеем Дягилевым, Игорем Стравинским и Николаем Рерихом. Второй создавался для Мариинского театра: либретто к нему писал Алексей Ремизов (он задумал сделать балет-мистерию, в жанре древнерусской языческой «русалии»); музыку сочинял Анатолий Лядов, оформлял Александр Головин, а режиссером был Всеволод Мейерхольд. Хотя обе команды — Дягилева и Мейерхольда — старались держать свои замыслы в тайне, «утечка информации» была неизбежна. Михаил Фокин должен был быть хореографом и у Мейерхольда, и у Дягилева (первоначально), а Ремизов не только писал либретто «русалии», но и консультировал команду Дягилева по вопросам древнерусской мифологии. Автор статьи особенно подчеркивает роль в создании обоих балетов А. М. Ремизова, на которого в современной балетоведческой литературе обращается мало внимания.
1. Вельяшев Вл. «Я Вашу музыку знаю и лю блю...» // Наше Наследие. 2004. № 71; также в: http://nasledie-rus.ru/podshivka/7101.php (дата обращения: 05.03.2015).
2. Вишневецкий И. Сергей Прокофьев, документальное повествование в трех книгах // Топос. Литературно-философский журнал. http://www.topos.ru/article/6439#1 (дата обращения: 01.03.2015).
3. Волконский С. М. Отклики театра. О естественных законах пластики. М.: URSS, 2012. 202 с.
4. Гарафола Л. Русский балет Дягилева / Пер. с англ. М. Ивониной, О. Левенкова. Пермь: Книжный мир, 2009. 480 с.
5. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. Рассказы о древнегреческой культуре. М.: Новое литературное обозрение, 2000. 381 с.
6. Добровольская Г. Михаил Фокин. Русский период. СПб: Гиперион, 2004. 494 с.
7. Дунаева Н. Л. «Лядовский эпизод» в истории создания балета «Жар-птица» // Из истории русского балета. Избранные сюжеты. СПб: Мин. культуры РФ; Академия русского балета имени А. Я. Вагановой, 2010. С. 112–124.
8. Дунаева Н. Л. М. И. Терещенко. Страница биографии // Из истории русского балета. Избранные сюжеты. СПб: Мин. культуры РФ; Академия русского балета имени А. Я. Вагановой, 2010. С. 77–111.
9. Евреинов Н. Н. Откровение искусства / Изд. подготовила К. Пьералли. СПб.: Издательский дом «Мир», 2012. 774 с.
10. Ипполитов Арк. Ver Sacrum // Век «Весны священной» — век модернизма / Сост. П. Гершензон, О. Манулкина. М.: Большой театр, 2013. C. 15–28.
11. Лядов Анатолий Константинович (1855–1914). URL: http://music.edusite.ru/p130aa1. html (дата обращения: 05.03.2015).
12. Малахиева-Мирович В. Алексей Ремизов. Рассказы // Русская мысль. 1910. № 1. С. 3.
13. Мейерхольд Вс. <А. К. Лядов> (1914) // В. Э. Мейерхольд. Статьи. Письма. Речи. Беседы. Часть первая. 1891–1917. М.: Искусство, 1968. С. 259–260.
14. Мейерхольд Вс. Балаган (1912) // В. Э. Мейерхольд. Статьи. Письма. Речи. Беседы. Часть первая. 1891–1917. М.: Искусство, 1968. С. 207–229.
15. Мейерхольд В. Э. «Лейла», балет Ремизова. Схема / Подготовка к публ. В. П. Коршуновой и Н. Н. Панфиловой // Мейерхольд и другие. Документы и материалы. Мейерхольдовский сборник. Вып. 2 / Ред.-сост. О. М. Фельдман. М.: ОГИ, 2000. С. 155–156.
16. Мейерхольд Вс. Театр (К истории и технике) // Театр. Книга о новом театре: сбор-
ник статей. 1908. Репринтное издание. М.: ГИТИС, 2008. С. 101–146.
17. Обатнина Е. А. М. Ремизов. Личность и творческие практики писателя. М.: Новое литературное обозрение, 2008. 295 с.
18. Обатнина Е. Р. Материалы А. М. Ремизова в архиве Р. В. Иванова-Разумника // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1997 год. СПБ: Дмитрий Буланин, 2002. С. 3–23; также в: http://imwerden.de/pdf/remizov_matealy_v_arkhive_ivanova-razumnika_obatnina_2002_text.pdf (дата обращения: 01.03.2015).
19. Ремизов А. М. Встречи. Петербургский буерак. Paris: LEV, 1981. 293 c.
20. Ремизов А. М. Лейла. Русалия в четырех картинах с прологом и эпилогом / Публ. Л. Я. Дворниковой // Мейерхольд и другие. Документы и материалы. Мейерхольдовский сборник. Вып. 2 / Ред.-сост. О. М. Фельдман. М.: ОГИ, 2000. С. 139–155.
21. Ремизов А. Театр // Москва. 1920. № 4. С. 10–11.
22. Рерих Н. К. Из литературного наследия / Под ред. М. Т. Кузьминой. М.: Изобразительное искусство, 1974. 534 с.
23. Рождение Весны / Сост. и комм. С. Конаева // Век «Весны священной» — век модернизма / Сост. П. Гершензон, О. Манулкина. М.: Большой театр, 2013. С. 37–43.
24. Розанов Ю. В. Драматургия Алексея Ремизова и проблема стилизации в русской литературе начала ХХ века: Дис. ... канд. филол. наук. Вологда: ВГПИ, 1994. 206 с.; также в: http://www.booksite.ru/fulltext/dis/ser/tac/dissertacii/rozanov/index.htm (дата обращения: 01.03.2015)
25. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987. 783 с.
26. Сергей Дягилев и русское искусство: Статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве: в 2 т. / Сост., авт. вступ. ст. и коммент. И. С. Зильберштейн, В. А. Самков. М.: Изобразит. искусство, 1982. 496 с.; 576 с.
27. Сироткина И. Свободное движение и пластический танец в России. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 325 с.
28. Уварова И. П. Смеется в каждой кукле чародей. М.: РГГУ, 2001. 244 с.; также в: http://uvarova.jimdo.com /смеётся-в-каждой-кукле-чародей/ (дата обращения: 01.03.2015).
29. Фельдман О. М. О не осуществленном замысле русалии «Лейла и Алалей» // Мейерхольд и другие. Документы и материалы. Мейерхольдовский сборник. Вып. 2 / Ред.-сост. О. М. Фельдман. М.: ОГИ, 2000. С. 133–134.
30. Morton L. Footnotes to Stravinsky Studies: Le Sacre du printemps // Tempo (New Series). 1979. № 128. Р. 9–16.