Статья посвящена проблеме musica ficta (хроматики) в старинной музыке. Фокус сосредоточен на конкретном временнóм этапе — XIV веке (в Италии и Франции), когда хроматика начинает активно проникать в многоголосие. В одних случаях хроматика фиксировалась специальными знаками в рукописях, в иных — понималась контекстуально. Последнее обстоятельство приводит к тому, что современные редакторы, осуществляющие транскрипции, и исполнители вынуждены самостоятельно принимать решение о расстановке акциденций. Анализируется ряд трактатов XIV века (Просдочимо де Бельдоманди, Уголино Орвиетского, Якоба Льежского и других), в которых идет речь о хроматике: ее происхождении, правилах и причинах введения. При этом, цель исследования заключается, не столько в том, чтобы суммировать руководства теоретиков прошлого на предмет musica ficta, сколько в анализе современной практики. Он, в свою очередь, показывает, что исполнители прибегают к различным стратегиям, в некоторых случая внемля заветам музыкантов прошлого, в иных — избирая собственный путь. Но все же, при любых сценариях, они завершают прежде завершенное, создавая новый звуковой облик композиции.
Выражаю глубокую признательность кандидату искусствоведения, доценту С. Н. Лебедеву за ценные указания, а также помощь в переводе латинских текстов.
1. Акциденция // Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 17.
2. Бочаров Ю. С. К проблеме жанровой типологии инструментальной музыки эпохи Возрождения // Старинная музыка. 2021. № 3 (93). С. 1–8.
3. Лебедев С. Н. Гильом де Машо // Большая российская энциклопедия: научнообразовательный портал. URL: https://bigenc.ru/c/gil-om-de-masho-9a8d74/?v=7263154 (дата обращения: 03.07.2023).
4. Лебедев С. Н. Двое неизвестных и великий Гвидо // Научный вестник Московской консерватории. Том 10. № 2 (июнь 2019). С. 8–23. https://doi.org/10.26176/ mosconsv.2019.37.2.001.
5. Лебедев С. Н. Мутация // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017). URL: https://old.bigenc.ru/music/text/2239874 (дата обращения: 03.07.2023).
6. Лебедев С. Н. О модальной гармонии XIV века // История гармонических стилей: зарубежная музыка доклассического периода. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1987. С. 5–33. (Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных; вып. 92).
7. Лебедев С. Н. Проблема модальной гармонии в музыке раннего Возрождения: дис. ... канд. иск. 17.00.02. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1987. 411 с.
8. Лебедев С. Н. Учение о хроматике Маркетто из Падуи // Проблемы теории западноевропейской музыки (XII–XVII вв.) / отв. ред. Ю. К. Евдокимова. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1983. C. 34–59.
9. Поспелова Р. Л. Index rerum // Трактаты о музыке Иоанна Тинкториса с приложением полного русского перевода оных. М.: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2009. C. 632–656.
10. Сторчак Н. С. Ладовая теория семь веков назад. К изучению трактата «Lucidarim» Маркетто Падуанского: дисс. ... канд. иск. 17.00.02. Казань: Казанская гос. консерватория имени Н. Г. Жиганова, 2018. 261 с.
11. Холопов Ю. Н. Практические рекомендации к определению лада в старинной музыке / О принципах композиции старинной музыки. Статьи и материалы / ред.-сост. Т. С. Кюрегян. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2015. C. 219–259.
12. Anonymi 2 Tractatus de Discantu // Scriptorum de musica medii aevi nova series a Gerbertina altera: in 4 tomis / edidit E. de Coussemaker. T. I. Parisiis: apud A. Durand, 1864. P. 303–319.
13. [Muris J. de]. Ars discantus secundum Johannem de Muris // Scriptorum de musica medii aevi nova series a Gerbertina altera: in 4 tomis / edidit E. de Coussemaker. T. III. Parisiis: apud A. Durand, 1869. P. 68–113.
14. Philippi de Vitriaco Ars Nova // Scriptorum de musica medii aevi nova series a Gerbertina altera: in 4 tomis / edidit E. de Coussemaker. T. III. Parisiis: apud A. Durand, 1869. P. 13–22.
15. Bent M. Counterpoint, Composition and Musica Ficta. New York, London: Routledge, 2002. XI, 336 p. (Criticism and Analysis of Early Music).
16. Bent M. Musica Recta and Musica Ficta // Musica Disciplina. Vol. 26 (1972). P. 73–100.
17. Berger K. Musica Ficta: Theories of Accidental Inflections in Vocal Polyphony from Marchetto da Padova to Gioseffo Zarlino. Cambridge: Cambridge University Press, 1987. XVII, 265 p.
18. Brothers T. Musica Ficta and Harmony in Machaut’s Songs // The Journal of Musicology. Vol. 15. No. 4 (October 1997). P. 501–528. https://doi.org/10.2307/764005.
19. [Franco de Cologne]. Compendium discantus Magistri Franconis // Scriptorum de musica medii aevi nova series a Gerbertina altera: in 4 tomis / edidit E. de Coussemaker. T. I. Parisiis: apud A. Durand, 1864. P. 154–156.
20. Johannes Gallicus. Ritus canendi [Pars secunda] / ed. by A. Seay. Colorado Springs: Colorado College Music Press, 1981. (Critical Texts; no. 14). URL: https://chmtl.indiana. edu/tml/15th/GALRC2 (дата обращения: 11.06.23).
21. Hoppin R. H. Conflicting Signatures Reviewed // Journal of the American Musicological Society. Vol. 9. No. 2 (Summer 1956). P. 97–117. https://doi.org/10.2307/829675.
22. Hoppin R. H. Partial Signatures and Musica Ficta in Some Early 15th-Century Sources // Journal of the American Musicological Society. Vol. 6. No. 3 (Autumn 1953). P. 197–215. https://doi.org/10.2307/830229.
23. Huges A. Ugolino: The Monochord and musica ficta // Musica Disciplina. Vol. 23 (1969). P. 21–39.
24. [Garlandia J. de]. Introductio musice secundum Magistrum de Garlandia // Scriptorum de musica medii aevi nova series a Gerbertina altera: in 4 tomis / edidit E. de Coussemaker. T. I. Parisiis: apud A. Durand, 1864. P. 157–175.
25. Jacobi Leodiensis Speculum musicae. Liber quartus / ed. by R. Bragard. Rome: American Institute of Musicology, 1965. 126 p. (Corpus Scriptorum de Musica; vol. 3).
26. Lockwood L. A Dispute on Accidentals in Sixteenth-Century Rome // Analecta musicologica. 1965. Vol. II. No. 27. P. 24–40.
27. Lowinsky E. E. Conflicting Views on Conflicting Signatures // Journal of the American Musicological Society. Vol. 7. No. 3 (Autumn 1954). P. 181–204. https://doi. org/10.2307/829496.
28. Lowinsky E. E. Foreword to Musica Nova accomodata per Cantar et Sonar Organi // Monuments of Renaissance Music. Vol. I / ed. by C. Slim. Chicago: University of Chicago Press, 1964. P. V–XXI.
29. Otaola P. Les coniunctae dans la théorie musicale au moyene âge et à la Renaissance (1375–1555) // Musurgia. Vol. 5. No. 1 (1998). P. 53–69.
30. [Vitry P. de]. Ars contrapunctus secundum Philippum de Vitriaco // Scriptorum de musica medii aevi nova series a Gerbertina altera: in 4 tomis / edidit E. de Coussemaker. T. III. Parisiis: apud A. Durand, 1869. P. 23–27.
31. Prosdocimi de Beldemandis Tractatus de contrapuncto // Scriptorum de musica medii aevi nova series a Gerbertina altera: in 4 tomis / edidit E. de Coussemaker. T. III. Parisiis: apud A. Durand, 1869. P. 193–199.
32. [Tunsted S.] Quatuor principalia musicae per Simonem Tunstede // Scriptorum de musica medii aevi nova series a Gerbertina altera: in 4 tomis / edidit E. de Coussemaker. T. IV. Parisiis: apud A. Durand, 1864. P. 200–298.
33. Seay A. The 15th-Century Coniuncta: a Preliminary study // Aspects of Medieval and Renaissance Music. A Birthday Offering to Gustave Reese / ed. by J. LaRue. New York: Pendragon Press, 1978. P. 723–737.
34. Tischler H. “Musica ficta” in the Thirteenth Century // Music & Letters. Vol. 54. No. 1. P. 38–56 (January 1973). https://doi.org/10.1093/ml/LIV.1.38.
35. Ugolini Urbevetanis Tractatus de monocordii // Ugolini Urbevetanis Declaratio musicae disciplinae / ed. by A. Seay. [Rome]: American Institute of Musicology, 1962. P. 227–253. URL: https://chmtl.indiana.edu/tml/15th/UGOTRAM (дата обращения: 03.07.2023). (Corpus scriptorum de musica; vol. 7, no. 3).