Метафора дали: романтическая концепция звука и фортепиано Шумана в свете исполнительских тенденций первой трети XIX века

Аннотация

Манера фортепианной игры и особенности пианистической фактуры Роберта Шумана характеризуются в статье как одно из ярких проявлений романтической эстетики, с присущим ей стремлением запечатлеть мир в вечном становлении, в непрестанной изменчивости. Переживание бесконечности, свойственное живописи и литературе первой трети XIX века, отличает и романтический пианизм, воплотивший интуицию пространственности звука, его вселенской необъятности (что особенно хорошо заметно на фоне ясной и отчетливой артикуляции звука у представителей виртуозного «блестящего стиля», исторического предшественника и конкурента романтического пианизма). Колористические эффекты фортепиано Шумана, о которых вспоминают современники (в частности, почти непрерывное использование педали), были продолжением его композиторского опыта: в тончайших трансформациях фактуры, игре сонорных прояснений и угасаний, раскрывается внутреннее богатство самогó звука, возникает чувство беспредельного горизонта, чувство «безмерной смутной дали» (Шлегель).

Использованная литература

1. Бадура-Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта. М.: Музыка, 1972. 371 с.

2. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. СПб.: Азбука-классика, 2001. 512 с.

3. Геника Р. История фортепиано в связи с историей фортепианной виртуозности и литературы. В 2 ч. Ч. 1. М.: П. Юргенсон, 1896. 216 с.

4. Грундман Г., Мис П. Как Бетховен пользовался педалью // Как исполнять Бетховена: сб. ст. М.: Классика-XXI, 2003. С. 26–69.

5. Гофман Э. Т. А. Крейслериана (Из первой части «Фантазий в манере Калло») // Э. Т. А. Гофман. Крейслериана. Житейские воззрения кота Мурра. Дневники. М.: Наука, 1972. С. 27– 62.

6. Жан Поль. Приготовительная школа эстетики. М.: Искусство, 1981. 448 с.

7. Житомирский Д. В. Роберт Шуман. Очерк жизни и творчества. М.: Композитор, Московская гос. консерватория, 2000. 374 с.

8. Жубер Ж. Дневники // Эстетика раннего французского романтизма: сборник / Сост., вступ. ст. и коммент. В. А. Мильчиной; пер. с фр. О. Э. Гринберг, В. А. Мильчиной. М.: Искусство, 1982 (История эстетики в памятниках и документах). С. 308–376.

9. Калькбреннер Ф. Метода обучения игре на фортепиано (фрагменты) // Из истории фортепианной педагогики. Хрестоматия / Сост. А. Д. Алексеев. Киев: Музична Украiна, 1974. С. 90–97.

10. Карельский А. В. Из лекций по истории немецкого романтизма // Карельский А. В. Немецкий Орфей. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2007. С. 109–315. 11. Корнилова Е. Н. Мифологические сознание и мифопоэтика западноевропейского романтизма. М.: ИМЛИ РАН, 2001. 448 с.

12. Курт Э. Романтическая гармония и её кризис в «Тристане» Вагнера. М.: Музыка, 1975. 551 с.

13. Луков Вл. А. Предромантизм. М.: Наука, 2006. 683 с.

14. Махов А. Е. Ранний романтизм в поисках музыки: слух, воображение, духовный опыт. М.: Лабиринт, 1993. 126 с.

15. Махов А. Е. «Есть что-то, что не любит ограждений»: библейская доктрина границы и раннеромантический демонизм // Темница и свобода в художественном мире романтизма / Отв. ред. Н. А. Вишневская, Е. Ю. Сапрыкина. М.: ИМЛИ РАН, 2002. С. 27–88.

16. Шиллер Ф. О наивной и сентиментальной поэзии // Фридрих Шиллер. Статьи по эстетике. М.–Л.: Academia, 1935. С. 317–399.

17. Михайлов А. В. О художественных метаморфозах в немецкой культуре XIX века // Михайлов А. В. Языки культуры. М.: Языки русской культуры, 1997. С. 758–782.

18. Фетис Ф.-Ж. О философии и поэтике музыки // Музыкальная эстетика Франции XIX века / Сост., вступ. ст. и вступ. очерки Е. Ф. Бронфин. М.: Музыка, 1974. С. 98–110.

19. Фишман Н. Л. Этюды и очерки по бетховениане. М.: Музыка, 1982. 263 с.

20. Черни К. Полная теоретическая и практическая фортепианная школа // Из истории фортепианной педагогики. Хрестоматия / Сост. А. Д. Алексеев. Киев: Музична Украiна, 1974. С. 98–127.

21. Шлегель Фр. Развитие философии в двенадцати книгах // Фридрих Шлегель. Эстетика. Философия. Критика. В 2 т. Т. 2. М.: Искусство, 1983. 448 с.

22. Шопен Ф. Письма. В 2 т. Т. 1. М.: Музыка, 1976. 527 с.

23. Шуман Р. О музыке и музыкантах. Собрание статей. В 2 т. Т. I. М.: Музыка, 1975, 407 с.

24. Шуман Р. О музыке и музыкантах. Собрание статей. В 2 т. Т. II-a. М.: Музыка, 1978. 327 с.

25. Шуман Р. Письма. В 2 т. Т. 1. М.: Музыка, 1970. 719 с.

26. Шуман Р. Письма. В 2 т. Т. 2. М.: Музыка, 1982. 525 с.

27. Янзен Ф. Г. «Давидсбюндлеры» (фрагменты) // Воспоминания о Роберте Шумане / Сост. О. В. Лосева. М.: Композитор, Московская гос. консерватория, 2000. С. 70–91.

28. Литературная теория немецкого романтизма. Л.: Издательство писателей в Ленинграде, 1934. 334 с.

29. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Изд-во Моск. унта, 1980. 639 с.

30. Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2 т. Т. 1. М.: Музыка, 1981. 415 с.

31. Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2 т. Т. 2. М.: Музыка, 1983. 432 с.

32. Музыкальная эстетика Франции XIX века. М., 1974. 327 с.

33. Эстетика немецких романтиков. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. 575 с.

34. Adam L. Methode de piano du Conservatoire. Paris, 1805. 215 p.

35. Hummel Joh .N. Ausfuehrliche theoretisch-praktische Anweisung zum Pianofortespiel vom ersten Elementarunterrichte an bis zur vollkommensten Ausbildung. Wien, 1828. 215 S.

36. Molsen U. Die Geschichte des Klavierspiels in historischen Zitaten / Vorwort von N. Harnoncourt. Balingen-Endingen: Musik-Verlag Uli Molsen, 1982, 185 S.

37. Kaemper G. Techniques pianistiques: L‘evolution de la technologie pianistique. Paris, s.a. 199 p.

38. Kullak A. Die Asthetik des Klavierspiels. Leipzig, 1916. 380 S.

39. Schonberg H. The Great Pianists from Mozart to the Present. N. Y.: Simon and Schuster, 1963. 448 p.

40. Staier A. Robert Schumann. A Tribute to Bach. Arles: Harmonia mundi s.a., HMS 901989. 31 p. 41. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Conrad_Graf (дата обращения: 21.12.2010).