Между реставрацией и вандализмом: «Хованщина» в редакции Дягилева

Аннотация

Цель статьи — реконструировать историю постановки «Хованщины» в редакции Дягилева, осуществленной в Париже в 1913 году. Этот грандиозный проект, соединивший усилия четырех гениев — Стравинского, Равеля, Шаляпина и самого Дягилева — вызвал активную полемику в прессе и поставил перед музыкальной общественностью важнейшие вопросы, касающиеся авторского права. Однако в пылу газетной дискуссии многие факты были искажены. Восстановить истину позволяют материалы, всплывшие на поверхность в последние десятилетия: воспоминания участников и свидетелей постановки, а также рукописи Стравинского и Равеля. В данной статье учтены все известные на сегодняшний день источники, а в заключение предпринята попытка ответить на главный вопрос дискуссии: прав ли Дягилев?