Мир шаманства в творчестве Хуреш-оола Дамба

Аннотация

Тува является одним из регионов мира, где хорошо сохранились традиции шаманизма. Перейдя в скрытые формы, шаманская практика не прекращалась и в советский период истории Тувы. Статья посвящена влиянию звуковой культуры шаманства на творчество тувинского композитора Хуреш-оол́а Дамба ́(1943–1993). Рассмотрение формы фортепианной пьесы «Танец шамана» Х. Дамба через отражение в ней структуры шаманского камлания первой предложила И. Цыбикова-Данзын. Эту идею продолжили А. Монгуш и А. Чымба при анализе Концерта для литавр, клавесина и камерного оркестра Х. Дамба. Рассмотрение в данном ракурсе симфонической поэмы «Моя Тува» Х. Дамба определяет научную новизну предлагаемого исследования. Анализ поэмы показал, что важный фрагмент формы, в котором дирижеры делали купюры, выстроен в логике шаманского камлания, что подчеркивается также тембровым планом. Триада названных опусов, созданных Дамба в 1967–1972 годах, в период учебы в Новосибирской консерватории, демонстрирует постепенный отказ их автора от прямых ассоциаций с образами шаманства. Высокий уровень художественной убедительности этих сочинений объясняется тем, что композитор не столько создавал музыкальную картину шаманского танца, сколько передавал внутренний мир — состояние шамана во время обряда. В контексте шамановедческих исследований и мнений носителей традиции рассмотрены факты биографии Хуреш-оола Дамба, воспоминания его родственников и современников, что позволяет высказать гипотезу о связи болезни композитора с его тяготением к отражению звуковой культуры шаманства в музыкальных произведениях. 
Результатом взаимодействия древнейшей обрядовой формы и профессиональной композиторской традиции новоевропейского типа, относящихся к совершенно разным культурным парадигмам, становятся оригинальные авторские концепции и решения в творчестве Х. Дамба.

Исследование осуществлено в рамках проекта «Музыкальное наследие “Симфония  
Эне-Сая”» Президентского Фонда культурных инициатив (ПФКИ-23-1-011801).

Использованная литература

1. Алексеев А. Н. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ареального сравнительного исследования) / отв. ред. И. С. Гурвич. Новосибирск: Наука, 1984. 233 с.

2. Андреев Д. Ю. Влияние религий Тувы на региональную культуру: автореферат дисс. … канд. культурологии. Красноярск: Красноярская государственная архитектурно-строительная академия, 2004. 22 с.

3. Борисенко В. И. Х. Дамба «Моя Тува» // Борисенко В. И. Симфонические поэмы композиторов Тувы: дипломная работа. Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория им. М. И. Глинки, 1982. С. 47–54 (рукопись).

4. Вайнштейн С. И. Загадочная Тува. Абакан: Журналист, 2016. 416 с.

5. Данчай-оол А. А., Даваа Е. К. Антропологические проблемы традиционной культуры (на примере тувинской культуры) // Общество: философия, история, культура. 2022. № 3. С. 51–57. https://doi.org/10.24158/fik.2022.3.8.

6. Дьяконова В. П. Тувинские шаманы и их социальная роль в обществе // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири (по материалам второй половины XIX — начала ХХ в.): сб. ст. / отв. ред. И. С. Вдовин. Л.: Наука, 1981. С. 129–164.

7. История Тувы. Т. I. 2-е изд., перераб. и доп. / под общ. ред. С. И. Вайнштейна, М. Х. Маннай-оола. Новосибирск: Наука, 2001. 367 с.

8. Казанцева З. К. О тувинской симфонической музыке // Ученые записки ТНИИЯЛИ. Вып. XVI (1973). С. 127–132.

9. Карелина Е. К. История тувинской музыки от падения династии Цин и до наших дней: исследование / науч. ред. В. Н. Юнусова. М.: Композитор, 2009. 552 с.

10. Карелина Е. К., Монгуш У. О. Личность композитора сквозь призму творческого наследия: к юбилею Хуреш-оола Дамба // Вестник музыкальной науки. 2018. № 2. С. 74–84. https://doi.org/10.24411/2308-1031-2018-00051.

11. Кенин-Лопсан М. Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства. Конец XIХ — начало ХХ в. Новосибирск: Наука, 1987. 165 с.

12. Кужугет А. К. Духовная культура тувинцев: структура и трансформация. 2-е изд., доп. Красноярск: Офсет, 2016. 320 с.

13. Курченко А. П. Право на симфонию // Советская музыка. 1975. № 8. С. 14–17.

14. Кыргыс З. Ритмы шаманского бубна. Кызыл: Новости Тувы, 1993. 48 с.

15. Монгуш К.-Л. Тыва хамнарның алгыштары. Алгыши тувинских шаманов. Кызыл: Новости Тувы, 1995. 528 с.

16. Монгуш К.-Л. Тыва хамнарның торулгалары. Мифы тувинских шаманов. Кызыл: Новости Тувы, 2002. 544 с.

17. Монгуш У.  О., Карелина Е. К. Хуреш-оол Дамба: новые материалы о жизни и творчестве композитора // Искусство глазами молодых: Материалы X Международной науч. конф., 12–13 апреля 2018 г., Красноярск / ред. М. М. Чихачева и др. Красноярск: Сибирский гос. институт искусств им. Д. Хворостовского, 2018. С. 335–338.

18. Никифорова Л. Д. Современные исследования по шаманизму: аналитический обзор литературы // Современность и духовно-философское наследие Центральной Азии: сб. ст. / отв. ред. И. С. Урбанаева. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. С. 124–147.

19. Новик Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: опыт сопоставления структур. 2-е изд., испр. и доп. М.: Восточная литература, 2004. 304 с.

20. Ондар Т. А. Социально-психологический анализ терминов «шаманство», «шаманизм» и «неошаманизм» // Вестник Тувинского государственного университета. Социальные и гуманитарные науки. 2009. № 1. С. 95–101.

21. Осипенко Г. А. Тема прошлого и настоящего в симфонических поэмах тувинских композиторов // По пути Великого Октября: к 60-летию Народной революции в Туве. Кызыл: Тувкнигоиздат, 1981. С. 131–141.

22. Пименова К. В. Возрождение и трансформации традиционных верований и практик тувинцев в постсоветский период (основные проблемы): автореферат дисс. … канд. ист. наук. М.: Институт этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН, 2007. 27 с.

23. Сапельцев В. Композиторы Тувы. Хуреш-оол Дамба // Композиторы Российской Федерации: сб. ст. Вып. 3. М.: Советский композитор, 1984. С. 173–181.

24. Урбанаева И. С. Шаманская философия бурят-монголов: центральноазиатское тэнгрианство в свете духовных учений: в 2 ч. Ч. 1. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. 267 с.

25. Харитонова В. И. Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубеже тысячелетий. М.: Наука, 2006. 372 с.

26. Хомушку О. М. Религия в истории культуры тувинцев. М.: Наука, 1998. 177 с. (Библиотека российского этнографа).

27. Цыбикова-Данзын И. А. Д. Хуреш-оол. «Танцы Тувы» // И. А. Цыбикова-Данзын. Фортепианная музыка композиторов Тувы. Улан-Удэ: Изд-во ВСГАКИ, 1995. С. 24–33.

28. Чымба А. Ю., Монгуш А. Д.-Б. Концерт для литавр, клавесина и струнного оркестра Хуреш-оола Дамба // Культура Тувы: прошлое и настоящее: сб. материалов науч.- практ. конф. Вып. 3. / ред.-сост. Е. К. Карелина. Кызыл: КЦО «Аныяк», 2012. С. 66–68.

29. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза / пер. с англ.: К. Богуцкий, В. Трилис. Киев: София, 2000. 480 с.

30. Brunton B. Tuva, Land of Eagles — The Foundation’s 1993 Expedition to Tuva // Shamanism. Vol. 7. No. 1 (Spring 1994). URL: https://www.shamanism.org/articles/article08.html (дата обращения: 26.02.2024).

31. DeMiller A. L. (comp.). Shamanism: A Selected Annotated Bibliography // ANSSWeb. The official website of the Anthropology and Sociology Section for the Association of College Research Libraries (ACRL). 2002. URL: https://alair.ala.org/bitstream/handle/11213/16105/ ANSS_Shamanism_2002.pdf (дата обращения: 26.02.2024).