Мир шаманства в творчестве Хуреш-оола Дамба

Аннотация

Тува является одним из регионов мира, где хорошо сохранились традиции шаманизма. Перейдя в скрытые формы, шаманская практика не прекращалась и в советский период истории Тувы. Статья посвящена влиянию звуковой культуры шаманства на творчество тувинского композитора Хуреш-оол́а Дамба ́(1943–1993). Рассмотрение формы фортепианной пьесы «Танец шамана» Х. Дамба через отражение в ней структуры шаманского камлания первой предложила И. Цыбикова-Данзын. Эту идею продолжили А. Монгуш и А. Чымба при анализе Концерта для литавр, клавесина и камерного оркестра Х. Дамба. Рассмотрение в данном ракурсе симфонической поэмы «Моя Тува» Х. Дамба определяет научную новизну предлагаемого исследования. Анализ поэмы показал, что важный фрагмент формы, в котором дирижеры делали купюры, выстроен в логике шаманского камлания, что подчеркивается также тембровым планом. Триада названных опусов, созданных Дамба в 1967–1972 годах, в период учебы в Новосибирской консерватории, демонстрирует постепенный отказ их автора от прямых ассоциаций с образами шаманства. Высокий уровень художественной убедительности этих сочинений объясняется тем, что композитор не столько создавал музыкальную картину шаманского танца, сколько передавал внутренний мир — состояние шамана во время обряда. В контексте шамановедческих исследований и мнений носителей традиции рассмотрены факты биографии Хуреш-оола Дамба, воспоминания его родственников и современников, что позволяет высказать гипотезу о связи болезни композитора с его тяготением к отражению звуковой культуры шаманства в музыкальных произведениях. 
Результатом взаимодействия древнейшей обрядовой формы и профессиональной композиторской традиции новоевропейского типа, относящихся к совершенно разным культурным парадигмам, становятся оригинальные авторские концепции и решения в творчестве Х. Дамба.

Исследование осуществлено в рамках проекта «Музыкальное наследие “Симфония  
Эне-Сая”» Президентского Фонда культурных инициатив (ПФКИ-23-1-011801).