В статье рассматривается применение древнерусского понятия «попевка» к музыке разных эпох и традиций: григорианскому пению, фольклору, авторским произведениям Нового времени. Слово вернулось в обиход в 1840-е годы благодаря исследователям древнерусского певческого искусства. В 1904 году Н. В. Смоленский обосновал возможность применения теории попевок к народной песне. Его идея «мелодических моделей» (т. е. интонационного словаря) в ХХ веке получила развитие в музыкальной фольклористике. Начиная с середины века термин «попевка» стал широко использоваться в работах о музыке Чайковского, Мусоргского, Рахманинова и особенно Бородина. При этом какая-либо теоретическая база для анализа композиторской музыки с точки зрения «попевочного мышления» отсутствует, методика исследования не разработана, критерии наличия или отсутствия «попевочности» в том или ином произведении не озвучиваются. В настоящей статье формулируются основные свойства попевочного тематизма, вытекающие из положений древнерусской музыкальной теории и теории фольклора. Этот тематизм является формульным, принципиально неавторским; он сложился в устном творчестве, причем число попевок в той или иной музыкальной системе конечно. На примерах из произведений Бородина в статье показано, каким образом такого рода тематизм может функционировать в чуждой стилевой системе: в условиях многоголосной фактуры, гармонического лада, тактовой ритмики. Выдвигается идея моделирования «попевочности» в новых условиях средствами переменного лада, смешанных и переменных тактовых размеров, перегармонизации, воспроизведения структуры «ядра» и «подвода». Мелодический материал, как правило, является при этом заимствованным (фольклорным), но может быть и стилизованным. Очевидно, что упомянутый комплекс приемов актуален лишь для музыки композиторов второй половины XIX века. В иных стилевых системах, вероятно, иными являются не только источники заимствования попевочного тематизма и выбор образцов для стилизации, но также принципы моделирования контекста (фактуры, гармонии, метрики).
1. Азбука знаменного пения (извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца (1668-го года). Издал с объяснениями и примечаниями Ст. Смоленский. Казань: Типография Императорского университета, 1888. 132 с.
2. Алексеев Э. Е. Проблемы формирования лада: на материале якутской народной песни. М.: Музыка, 1976. 288 с.
3. Анализ вокальных произведений. Учебное пособие. Л.: Музыка, 1988. 349 с.
4. Асафьев Б. В. М. И. Глинка. Л.: Музыка, 1978. С. 210–212.
5. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. 373 с.
6. Владышевская Т. Ф. К вопросу о связи народного и професси онального древне-русского певческого искусства // Музыкальная фольклористика. Вып. 2. М.: Советский композитор, 1978. С. 315–336.
7. Игорь Глебов. Книга о Стравинском. Л: Тритон, 1929. 406 с.
8. Григорьев С. С. О мелодике Римского-Корсакова. М.: Государственное музыкальное издательство, 1961. 196 с.
9. Ефимова Н. И. Раннехристианское пение в Западной Европе VIII–X столетий. М.: Московская гос. консерватория, 1998. 281 с.
10. Ефимова Н. И. Раннехристианское пение в Западной Европе VIII–X столетий. К проблеме эволюции модальной системы Средних веков. Автореферат дис. … докт. иск. М.: Московская гос. консерватория имени П. И. Чайковского, 1999. 36 с.
11. История русской музыки. Т. VII: 70–80-е годы XIX века. М.: Музыка, 1994. 477 с.
12. Кандинский А. И. История русской музыки. Т. II, кн. 2. Вторая половина XIX века. Н. А. Римский-Корсаков. М.: Музыка, 1984. 312 с.
13. Кручинина А. Н. Древнерусские ключи к творчеству Свиридова // Музыкальный мир Свиридова. М.: Советский композитор, 1990. С. 124–133.
14. Кручинина А. Н. О семиографии попевок знаменного роспева в музыкально-теоретических рукописях конца XV — середины XVII века // Проблемы истории
и теории древнерусской музыки. Л.: Музыка, 1979. С. 148–159.
15. Кручинина А. Н. Попевка знаменного роспева в русской музыкальной теории XVII века // Певческое наследие Древней Руси. (История, теория, эстетика). СПб.: Ut, 2002. С. 46–150.
16. Кюрегян Т. С., Москва Ю. В., Холопов Ю. Н. Григорианский хорал: учебное пособие. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2008. 183 с.
17. Лучкина М. М. О претворении принципа формульности в мелодике вокально-хоровых сочинений Г. В. Свиридова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2010. № 126. С. 250–259.
18. Металлов В. Азбука крюкового пения. Опыт систематического руководства... М.: Синодальная типография, 1899. 132 с.
19. Металлов В. Осмогласие знаменного роспева. Опыт руководства к изучению осмогласия знаменного роспева по гласовым попевкам. М.: Синодальная типография, 1899. 92 с.
20. Рубцов Ф. А. Основы ладового строения русских народных песен. Л.: Музыка, 1964. 94 с.
21. Смоленский Ст. В. О ближайших практических задачах и научных разысканиях в области русской церковно-певческой археологии // Памятники древней письменности и искусства. Т. 151. Издание Общества любителей древней письменности, 1904. 64 с.
22. Соловцов А. Жизнь и творчество Н. А. Римского-Корсакова. М.: Музыка, 1969.
673 с.
23. Сохор А. Н. Александр Порфирьевич Бородин. Жизнь, деятельность, музыкальное творчество. Л.: Музыка, 1965. 823 с.
24. Туманина Н. В. Чайковский. Т. I–II. М.: Наука, 1962, 1968. 560, 488 с.
25. Холопов Ю. Н. Практические рекомендации к определению лада в старинной музыке // Старинная музыка: практика, аранжировка, реконструкция. М.: Прест,1999. С. 11–46.
26. Цуккерман В. А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. Вып. 2. О музыкальной речи Н. А. Римского-Корсакова. М.: Советский композитор, 1975. 464 с.
27. Цуккерман В. А. Римский-Корсаков и народная песня // Цуккерман В. А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. [Вып. 1]. М.: Советский композитор, 1970.С. 311–350.