Мотет И. С. Баха BWV 1083 как пародия Stabat mater Дж. Б. Перголези

Аннотация

Материалом статьи послужил мотет Баха Tilge, Höchster (1746/47), основанный на сочинении Перголези. Предпринимается попытка выяснить степень участия баховского переписчика И. К. Альтниколя в работе над созданием мотета. Аналитически сравнивается латинская секвенция и немецкая парафраза 51 (50) псалма: излагается и аргументируется гипотеза появления нового либретто по инициативе Баха. Подробно рассмотрено влияние нового текста как на драматургию произведения, так и на интонации вокальных партий. Наконец, приведены примеры из музыкальной аранжировки Баха, в которых черты музыкального стиля Перголези заметно видоизменены.

Использованная литература

1. Лебедев С. Н. Контрафактура // Б ольшая российская энциклопедия, т. 15. М., 2010. С. 147–148.

2. Сапонов М. А. Вероисповедный замысел мессы h-moll И. С. Баха: гипотезы и документы // A D MUSICUM. К 75-летию со дня рождения Юрия Николаевича Холопова. Статьи и воспоминания. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2008. С. 105–117.

3. [Шабалина Т. В.] Хронограф жизни и творчества Иоганна Себастьяна Баха / Сост., вступ. ст. и коммент. Т. Шабалиной. СПб.: Северный олень, 1997. 76 с.

4. Blume J. Geschichte der mehrstimmigen Stabat-mater-Vertonungen. Bd. I. München-Salzburg: Katzbichler, 1992. 285 S.

5. Dürr A. Neues über Bachs Pergolesi-Bearbeitung // B ach-Jahrbuch. Jg. 54. Lpz., 1968. S. 89–100.

6. Glöckner A. Kritischer Bericht mit einem Bericht über Johann Sebastian Bach irrtümlich zugeschriebene Kantaten // J ohann Sebastian Bach. Neue Ausgabe Sämtlicher Werke. Serie I. B. 41. Varia: Kantaten, Quodlibet, Einzelsätze, Bearbeitungen. Lpz.: Bärenreiter Verlag, 2000. S. 85–110.

7. Heidrich J. Protestantische Kirchenmusikanschauung in der zweiten Hälfte des 18. Jahrhunderts: Studien zur Ideengeschichte ,wahrer‘ Kirchenmusik. Göttingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 2001. 282 S.

8. Kristanto B. Musical Settings of Psalm 51 in Germany c. 1600–1750 in the Perspectives of Reformational Music Aesthetics. Doc. diss. Heidelberg, 2009. 260 p.

9. Kobayashi Y. Zur Chronologie der Spätwerke Johann Sebastian Bachs: Коmpositionsund Aufführungstätigkeit von 1736 bis 1750 // B ach-Jahrbuch. 1988. Bd. 74. S. 7–72.

10. Luther M. Biblia, Das ist: Die gantze Heilige Schrifft: Deudsch. Wittenberg, 1545. [624] S.

11. Marshall R. L. Bach the Progressive: Observations on His Later Works // The music of Johann Sebastian Bach: the Sourses, the Style, the Significance. N. Y.: Schirmer, 1989. P. 23–54.

12. Nott K. “Tilge, Höchster, meine Sünden”: observations on Bach and the style galant // Bach. Vol. 23. No. 1. Berea: Riemenschneider Bach Institute, 1992. P. 3–30.

13. Ottenberg H.-G. Giovanni Battista Pergolesis La Serva padrona und Stabat mater im Spiegel des deutschsprachigen Musikschrifttums des 18. und frühen 19. Jahrhunderts // Studi pergolesiani / P ergolesi studies 8. Bern: Peter Lang, 2012. P. 453–497.

14. Petzoldt M. Die geistlichen Kantaten des 1. bis 27. Trinitatis-Sonntages. Bd. 1. Bach Kommentar: theologisch-musikwissenschaftliche Kommentierung der geistlichen Vokalwerke Johann Sebastian Bachs. Kassel: Bärenreiter, 2004–2007.

15. Platen E. Eine Pergolesi-Bearbeitung Bachs // B ach-Jahrbuch. Jg 48. Lpz., 1961. S. 35–51.

16. Schaff P. Literature and poetry. N. Y.: С. Scribner’s, 1890. P. 187–217.

17. Strohm R. Transgression, Transcendence and Metaphor — the ‘Other Meanings’ of the B-Minor Mass // U nderstanding Bach. Vol. I. UK: Bach Network, 2006. P. 49–68.

18. Stabat mater: German translation [электронный ресурс]. URL: http://www.stabatmater.info/german.html (дата обращения: 07.09.2016).