Музыка и слово в произведениях испанских композиторов XVI века

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с воздействием риторики на образ мышления эпохи и об особом отношении композитора к слову. Подтверждением тому служат выдержки из трактатной литературы, в которой авторы (Х. Бермудо, Ф. де Салинас, Г. Стокерус) затрагивают проблему соотношения текста и музыки. В полифонической композиции музыка и текст демонстрируют новый уровень взаимоотношения, и на примере мотетов К. Моралеса и Р. де Себальоса, можно судить о филигранной работе музыкантов со словом, которое обретает новую степень выразительности и коммуникативности.

Использованная литература

1.  Аверинцев С. С. Античный риторический идеал и культура Возрождения //  Античное наследие в культуре Возрождения /  отв. ред. В. И. Рутенбург. М.: Наука, 1984. С. 142–153.
2.  Андреев М. Л. Культура Возрождения //  История мировой культуры. Наследие Запада. Античность. Средневековье. Возрождение /  отв. ред. С. Д. Серебряный. М.: Издательство РГГУ, 1998. С. 319–411.
3.  Баткин Л. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М.: Наука, 1978. 198 с.
4.  Кряжева И. А. Музыка при дворе Католических королей Испании (рубеж XV–XVI веков) // Музыкальная академия. 2019. № 3. С. 52–61.
5.  Кряжева И. А. Музыка на службе власти: испанские королевские капеллы в XVI веке //  Старинная музыка. 2020. № 1 (87). С. 20–25.
6.  Лосев А. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. 623 с.
7.  Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения /  сост. В. П. Шестаков. М.: Музыка, 1966. 574 с.
8.  Поспелова Р. Л. Трактаты о музыке Иоанна Тинкториса с приложением полного русского перевода оных /  Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. М., 2009. 712 с.
9.  Хуан дель Энсина. Искусство кастильской поэзии //  Испанская эстетика. Ренессанс. Барокко. Просвещение /  сост. А. Л. Штейн. М.: Искусство. 1977. C. 77–90.
10.  Bermudo J. Declaración de los instrumentos musicales. Osuna: Juan de Leon, 1555.
11.  Cancionero de Juan del Encina: primera edición, Salamanca, 1496.
12.  Europen Music 1520–1642 /  Ed. By James Haar. Woodbridge: The Boydell Press, 2006. 576 p.
13.  Gaspar Stoquerus Two books on verbal music. A new critical text and translation by Albert C. Rotola. University of Nebraska Press, 1988. 298 p.
14.  Lowinsky E. Music in the Culture of the Renaissance //  Journal of the History of Ideas. Vol. XV. No. 4 (Oct., 1954). N 4. P. 509–553.
15.  Marcia Peraza R. El linguaje contrapuntístico de Francisco de Peñalosa y Cristóbal de Morales a través de sus motetes. Tesis doctoral. Universidad Autónoma de Barcelona, 2013. 350 p.
16.  Milsom J. Cristóbal de Morales //  Early Music. Vol. XXX. No. 2 (May, 2002). P. 323–324.
17.  Mitjana R. Estudios sobre algunos músicos españoles del siglo XVI. Madrid: Sucesores de Hernando, 1918. 247 p.
18.  Stevenson R. Spanish Music in the Golden Age. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1961. 552 p.