Музыка как предмет философии: князь В. Ф. Одоевский и начала Московской консерватории

Аннотация

В статье рассматривается один из аспектов многообразного философского творчества выдающегося деятеля русской культуры XIX века князя Владимира Федоровича Одоевского (1804–1869). Признанный классик музыкальной критики, один из идеологов Московской консерватории, Одоевский в своих суждениях о музыке исходил из философской установки особого рода. Несмотря на различия позиций Одоевского в разные периоды творческого пути, исходная мысль его «философии музыки» оставалась неизменной. Это установка на целостность взгляда: музыка может стать предметом науки, только если будет рассматриваться в как можно более полном контексте — ​историческом, этнографическом, эстетическом, физикалистском и т. д. Эту интуицию Одоевский почерпнул у ранних немецких романтиков и идеалистов, у них же он взял идею органического развития в противовес механическому. Успех Одоевского как музыкального критика, открывшего музыку Глинки, и первопроходца в исследовании русской музыки в немалой мере обусловлен его философской подготовкой, редкой в тогдашней России. Установка на целое в позднем творчестве Одоевского — ​это регулятивная идея, однако в музыкальной педагогике, в частности в беседах 1862 года, которые посещал Н. Г. Рубинштейн, она реализована как методический принцип.

Использованная литература

1. Асафьев Б. Русская музыка. XIX и начало XX века. 2-е изд. Л.: Музыка, 1979. 341 с.

2. Гегель Г. В. Ф. Первая программа системы немецкого идеализма // Г. В. Ф. Гегель. Работы разных лет: в 2 т. Т. I. М.: Мысль, 1972. С. 211–213. (Философское наследие. Т. 49).

3. Глущенко Г. С. Н. Д. Кашкин: исследование. М.: Музыка, 1974. 326 с.

4. Зеньковский В. В. Христианская философия. М.: Институт русской цивилизации, 2010. 1066 с.

5. Кант И. Сочинения: в 6 т. Т. V. М.: Мысль, 1966. 564 с. (Философcкое наследие. T. 16).

6. [Кошелев А. И.] Записки Александра Ивановича Кошелева (1812–1883 годы). С семью приложениями / сост. О. Ф. Кошелева. Берлин: B. Behr,s Verlag (E. Bock), 1884. XII, 272, 232 с.

7. Ливанова Т. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. Вып. 1. М.: Искусство, 1938. 360 с.

8. Ливанова Т. Н., Протопопов В. В. Оперная критика в России. Т. I. Вып. 1. М.: Музыка, 1966. 411 с.

9. Ляпунова А. Н. Г. Рубинштейн и В. Ф. Одоевский // Князь Владимир Одоевский. Дневник. Переписка. Материалы: К 200-летию со дня рождения / ред.-сост. М. П. Рахманова, науч. ред. М. В. Есипова, вступ. ст. и коммент. О. П. Кузиной, М. П. Рахмановой. М.: Дека-ВС, 2005. С. 15–73.

10. Манн Ю. Одоевский // Философская энциклопедия: в 5 т. Т. IV. М.: Советская энциклопедия, 1967. С. 132–133.

11. Махов А. Е. Ранний романтизм в поисках музыки. Слух, воображение, духовный быт. М.: Лабиринт, 1993. 126 с.

12. Михайлов А. В. Античность как идеал и культурная реальность XVIII–XIX вв. // Античность как тип культуры / отв. ред. А. Ф. Лосев. М.: Наука, 1988. C. 308–324.

13. Михайлов А. В. Обратный перевод. М.: Языки русской культуры, 2000. 852 с.

14. Одоевский // Московская консерватория от истоков до наших дней, 1866–2006: биографический энциклопедический словарь. М.: Московская гос. консерватория имени П. И. Чайковского, 2007. 665 с.

15. Одоевский // Русский биографический словарь. Т. XII. Обезьянников— Очкин. Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцова. СПб: тип. Гл. упр. уделов, 1902. С. 124–152.

16. Одоевский В. Ф. Избранные музыкально-критические статьи / вступ. ст. и коммент. Вл. Протопопова. М.—Л.: Гос. муз. издательство, 1951. 120 с.

17. Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие / общ. ред., вступ. статья и примечания Г. В. Бернандта. М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. 723 с.

18. Одоевский В. Ф. Русские ночи. М.: Наука, 1975. 320 с.

19. Одоевский В. Ф. Сочинения: в 2 т. Т. I. Русские ночи; Статьи / вступ. статья, сост. и коммент. В. И. Сахарова. М.: Художественная литература, 1981. 365 с.

20. Одоевский // Русские писатели. 1800–1917: биографический словарь / гл. ред. П. А. Николаев. Т. IV.: М— П. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. С. 392–403. (Русские писатели 11–20 вв.)

21. Резвых П. Ф. В. Й. Шеллинг в диалоге с российскими интеллектуалами // НЛО. 2008. №91. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2008/91/re8.html (дата обращения 18.08.2012).

22. Русские эстетические трактаты первой трети XIX века: в 2 т. Т. II. М.: Искусство, 1974. 647 с.

23. Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель. Т. 1. Ч. 1. М.: М. и С. Сабашниковы, 1913. 616 с.

24. Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель. Т. 1. Ч. 2. М.: М. и С. Сабашниковы, 1913. 479 с.

25. Степанянц М. Т. Предисловие // Индийская философия: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц. М.: Восточная литература, РАН, 2009.

26. Финагин А. В. От мистического идеализма к научному реализму (князь В. Ф. Одоевский) // De Musica. Временник отдела истории и теории музыки Государственного института истории искусств. Вып. 2. Л.: Academia, 1926. С. 28–42.

27. Шеллинг Ф. В. Й. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. 496 с.

28. Jaeschke Walter. Ästethische Revolution: Einführende Bemerkungen // Früher Idealismus und Frühromantik: der Streit um die Grundlagen der Ästhetik (1795–1805) / hrsg von Walter Jaeschke und Helmut Holzhey. Hamburg: Meiner, 1990. S. 1–11.