Музы‌кальная риторика Иоганна Иоахима Кванца

Аннотация

Текст главы 11 трактата И. И. Кванца «Опыт руководства по игре на поперечной флейте» рассматривает‌ся в статье как учение о музы‌кальной риторике, имеющее важное значение не только для исполнительской практики XVIII века и современного исторически информированного исполнительства, но и для истории музы‌кально-теоретической мысли барокко и раннего классицизма. Определяет‌ся место главы в общей структуре трактата, анализирует‌ся ее внутреннее строение; выявляют‌ся параллели, которые проводит автор «Опыта» между исполнительским искусством и риторическим учением о произнесении речи (pronuntiatioVortrag), подчеркивает‌ся ключевое значение категории «аффекта» в тексте Кванца. Отмечает‌ся присутствие в главе 11 двух важнейших представлений барочной теории аффектов — ​об аналогии душевного и музы‌кального движения, а также о применении концепции четырех темпераментов как научной основы для классификации страстей души и определения склонности людей (в данном случае исполнителей) к музыке того или иного рода — ​и оригинальность автора «Опыта» в использовании данных представлений.

Использованная литература

1. Бах К. Ф. Э. Опыт истинного искусства клавирной игры. Книга первая (1753 г.) / пер.
и коммент. Е. Юшкевич. СПб.: EARLYMUSIC, 2005. 169 с.

2. Гаспаров М. Л. Античная риторика как система // М. Л. Гаспаров. Избранные труды: в 3 т.
Том I. О поэтах. М.: Языки русской культуры, 1997. С. 556–589.

3. Насонов Р. А. Теория аффектов Афанасия Кирхера: тройка, восьмерка и бесконечность //
PAX SONORIS: история и современность (Памяти М. А. Этингера): научный журнал.
Вып. III / гл. ред. Е. М. Шишкина. Астрахань, 2008. С. 44–51.

4. [Bach C. Ph. E.] Versuch über die wahre Art das Clavier zu spielen mit Exempeln und achtzehn
Probe-Stücken in sechs Sonaten erläutert von Carl Philipp Emanuel Bach, Königl. Preuß.
Cammer-Musicus. Berlin: C. F. Henning, 1753 / R. 135 S.

5. [Kircher A.] Athanasii Kircheri fuldensis e Soc. Iesu presbyteri Musurgia universalis sive Ars
magna consoni et dissoni in X. libros digesta. Qua Universa Sonorum doctrina, & Philosophia,
Musicaeque tam Theoricae, quam practicae scientia, summa varietate traditur; admirandae
Consoni, & Dissoni in mundo, adeòque Universà Natura vires effectusque, uti nova, ita peregrina
variorum speciminum exhibitione ad singulares usus, cum in omni poenè facultate, cum
potissimùm in Philologià, Mathematicà, Physicà, Mechanicà, Medicinà, Politicà, Metaphysicà,
Theologià, aperiuntur & demonstrantur. 2 t. in 1. Roma: ex typographia haeredeum Francisci
Corbelletti, 1650. [22], 690, [2]; [2], 462, [36] p.

6. [Kirnberger J. Ph.] Die Kunst des reinen Satzes in der Musik, aus sicheren Grundsätzen
hergeleitet und mit deutlichen Beyspielen erläutert von Joh. Phil. Kirnberger, Ihrer Königl. Hoheit
der Prinzeßin Amalia von Preußen Hof-Musicus. Zweyter Theil. Erste Abtheilung. Berlin und
Königsberg: Decker und Hartung, 1776. 153 S.

7. [Quantz J. J.] Essai d’une méthode pour apprendre à jouer de la flute traversière: avec plusieurs
remarques pour servir au bon goût dans la musique le tout éclairci par des exemples et par xxiv.
tailles douces. Berlin: Chretien Frederic Voss, 1752. [XVI], 336, [18] p.

8. Quantz J. J. On Playing the Flute: The Classic of Baroque Music Instruction // Translated with
notes and introduction by E. R. Reilly. 2nd ed. L.: Faber and Faber, 1985. XLIII, 412 p.