Классические инструментальные формы справедливо трактуются как высшее выражение имманентно-музыкального начала в композиции. Однако многие их важнейшие категории очень долго и постепенно формировались в синкретичном искусстве, где музыка еще не получила автономию. Среди них мотив и каденция. Их происхождение обычно связывают со словесным текстом: предшественников одной сильной доли в мотиве находят в словесном ударении, в стихотворной стопе, а прообраз кадансового завершения видят в окончаниях словесных строк, предложений (в том числе стихотворных). Однако это был не единственный источник. Танец, его движения также формировали акцентные опоры мотива и каденционные завершения, что зафиксировано в хореографических трактатах XV–XVI веков. Подобно тому, как Ю. Н. Холопов выделяет «словмотив», или «лексический мотив» в старинной вокальной музыке, правомерно указать на танцевальный «шаг-мотив», или «жест-мотив». Связь другой важнейшей музыкальной категории, каденции, с танцем прямо подтверждается наличием движения с тем же названием— cadence (франц.), cadenza (итал.). Указывая на прыжок с приземлением (отсюда название: от лат. cado— падаю), оно так же устанавливает границы, как каденция в музыке. «Чисто музыкальное», таким образом, глубоко коренится не только в слове, но и в движении, в танце. И все они по-своему организуют время как свою основу— в слове, танце, музыке время обретает ритм.
1. Аврелий Августин. Шесть книг о музыке / пер. с лат, коммент. и исслед. Е. М. Двоскиной. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2017. 360 с.
2. Арбо Т. Оркезография / пер. и коммент. Н. В. Юдалевич. СПб.: Планета музыки; Лань, 2013. 256 с.
3. Боэций А. М. С. Основы музыки / Подготовка текста, перевод и комментарии С. Н. Лебедева. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2012. 448 c.
4. Гирфанова М. Е. Учение о такте в немецкой музыкальной теории конца XV–XVI века // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15: Искусствоведение. 2012. №4. С. 12–25.
5. Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. М.: Русский язык, 1976. 1096 с.
6. Зубова О. В., Кюрегян Т. С. Средневековые и ренессансные танцы: музыка в движении. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2018. 276 с.
7. Лосев А. Ф. Ранний эллинизм // Лосев А. Ф. История античной эстетики: в 8 т. Т. V. М.: Искусство, 1979. 815 с.
8. Лосев А. Ф. Диалектика художественной формы // Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение. М.: Мысль, 1995. С. 5–296.
9. Медушевский В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. 262 с.
10. Панов А. А., Розанов И. В. О терминах Tactus и Tact в музыкальных трактатах Германии второй половины XVI— начала XVIII вв. // Журнал Общества теории музыки. 2014. №2.
11. Стравинский И. Хроника моей жизни. Л.: Государственное музыкальное издательство, 1963. 267 с.
12. Тимофеев Л., Тронский И., Штокмар М. Стихосложение // Литературная энциклопедия. Т. XI. М.: Художественная литература, 1939. Стб. 63–77. [Электронный ресурс.] URL: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/0encyc.htm (дата обращения: 20.01.2020).
13. Фёйе Р.-О. Хореография, или Искусство записи танца / пер., коммент., вступ. ст. Н. В. Кайдановской. М.: Доленко, 2010. 139 с.
14. Холопов Ю. Н. Введение в музыкальную форму. М.: Московская гос. консерватория имени П. И. Чайковского, 2006. 432 с.
15. Холопов Ю. Н. К проблеме музыкальной формы в древнерусской монодии // Холопов Ю. Н. О принципах композиции старинной музыки. Статьи. Материалы / ред.-сост. Т. С. Кюрегян. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2015. С. 173–186.
16. Цыпин В. Г. Аристоксен. Начало науки о музыке. М.: Московская государственная консерватория, 1998. 224 с.
17. Arbeau Th. Orchesographie et traicte en forme de dialogue, par lequel toutes personnes peuvent facilement apprendre & practiquer l’honneste exercice des dances. Langres: Jehan des Preyz, 1589. 104 f. [Электронный ресурс.] URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b8610761x/ f1.image.r (дата обращения: 04.02.2020).
18. Caroso F. Il Ballarino. Venetia: Ziletti, 1581. 188 f. Facsimile reprint: New York: Broude Brothers, 1967. [Электронный ресурс.] URL: https://www.loc.gov/item/09013367 (дата обращения: 04.02.2020).
19. Caroso F. Nobilità di Dame. Venetia: Il Muschio, 1600. [Электронный ресурс.] URL: https://www.loc.gov/item/30003284 (дата обращения: 04.02.2020).
20. Cornazano A. Libro dell’arte del danzare (MS, 1455 [inc.], 1465, I-Rvat Capponiano 203) // Smith A. W. Fifteenth-Century Dance and Music: Twelve Transcribed Italian Treatises and Collections in the Tradition of Domenico da Piacenza. Stuyvesant, New York: Pendragon Press, 1995. (Dance and Music Series, No. 4). Р. 80–107.
21. Domenico da Piacenza. De arte saltandi e choreas ducendii (MS, c1420, F-Pn it. 972) // Smith A. W. Fifteenth-Century Dance and Music: Twelve Transcribed Italian Treatises and Collections in the Tradition of Domenico da Piacenza. Stuyvesant, New York: Pendragon Press, 1995. (Dance and Music Series; No. 4). Р. 8–68.
22. Feuillet R. A. Chorégraphie, ou L’art de décrire la dance. Paris: Chez l'auteur et chez Michel Brunet, 1700. 150 p.
23. Giovanni Ambrosio [?Guglielmo Ebreo da Pesaro]. De pratica seu arte tripudii vulgare opusculum (MS, F-Pn it. 476) // Smith A. W. Fifteenth-Century Dance and Music: Twelve Transcribed Italian Treatises and Collections in the Tradition of Domenico da Piacenza. Stuyvesant, New York: Pendragon Press, 1995. (Dance and Music Series. No. 4). Р. 117–185.
24. Kaeppler A. L. Ethnochoreology // The New Grove Dictionary of Music and Musicians: in 29 vols. / ed. by S. Sadie. Vol. VIII. London: Macmillan, 2001. P. 361–367.
25. Le Manuscrit dit des basses danses de la bibliothèque de Bourgogne / introd., transcr. par E. Closson. Bruxelles: J. Malvaux et A. Lesigne, 1912. 77, [64] p.
26. McGowan M. Dance in the Renaissance: European fashion, French obsession. London: Yale University Press, 2008. 352 р.
27. Pugliese P. J. Issues in Fencing and Dancing in the Late Sixteenth Century // Terpsichore 1450–1900: International Dance Conference. Ghent, Belgium, 11–18 April 2000: proceedings / ed. by B. Ravelhofer. Ghent: The Institute for Historical Dance Practice, 2000. Р. 39–44.
28. Sutton J. Late-Renaissance Dance // Caroso F. [Nobilità di dame]. Courtly Dance of the Renaissance. A New Translation and Edition of the “Nobilità di dame” (1600) / transl. and ed. by J. Sutton; music transcr. and ed. by F. Marian Walker. New York: Dover, 1995. P. 21–30.
29. Toulouze M. (publ.) L’art et instruction de bien dancer. [Paris, c. 1488–1496]. [24 р.] [Электронный ресурс.] URL: http://www.pbm.com/~lindahl/toulouze (дата обращения: 04.02.2020).