В статье идет речь о нотных копиистах композитора Д. С. Бортнянского — Дж. Бальдане (Венеция) и Л. Цанини (Санкт-Петербург). Труд людей этой профессии долгое время считался сугубо вторичным, не стоящим отдельного изучения. Автором статьи впервые атрибутирован почерк Бальдана в копиях сочинений Бортнянского итальянского периода, а также составлен список копий сочинений композитора, выполненных Бальданом и Цанини. Приведены факты биографии Бальдана, доныне не введенные в научный обиход в отечественном музыкознании. Представленная информация расширяет представления о круге общения Бортнянского и раскрывает его отношение к качеству исполнений нотных копий своих произведений.
Павлу Георгиевичу Сербину, художественному руководителю оркестра старинной музыки «Pratum Integrum», — за предоставление фотокопий партитур из собрания Британской национальной библиотеки
1. Аберт Г. В. А. Моцарт / пер. с нем., вступ. статья и коммент. К. К. Саквы. Ч. 1. Кн. 1. М.: Музыка, 1987. 533 с.
2. Антоненко Е. Ю. Церковная музыка Бальдассаре Галуппи: вопросы изучения и исполнения: дис. канд. иск. Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2013. 274 с.
3. Архив дирекции Императорских театров. Выпуск I (1746–1801 гг.). Отдел III: Систематический свод сведений о личном составе, репертуаре и хозяйстве Императорских театров. СПб., 1892. 390 с.
4. Бёрни Ч. Музыкальные путешествия. Дневник путешествия 1770 г. по Франции и Италии / пер. с англ. З. В. Шпитальниковой, вступ. статья и коммент. С. Л. Гинзбурга. Л.: Музгиз, 1961. 204 с.
5. Долгов Д. Дмитрий Степанович Бортнянский (Биографический очерк) // Нувеллист: литературное прибавление. 1857. Март. С. 17–18.
6. Порфирьева А. Л. Цанини, Луиджи // Музыкальный Петербург. XVIII век. Кн. 3 / отв. ред. А. Л. Порфирьева. СПб.: Композитор, 1999. С. 236.
7. Пряшникова М. П. Неизвестное произведение Д. С. Бортнянского из нотного собрания Воронцовых // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 2001 / сост. Т. Б. Князевская. М.: Наука, 2002. С. 183–189.
8. Рыцарева М. Г. Дмитрий Бортнянский: Жизнь и творчество композитора. Изд. 2-е, перераб. и доп. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2015. 392 с.
9. Чувашов А. В. Бортнянский — итальянский пенсионер // Д. С. Бортнянский. Мотеты / публикация, исследования и комментарии А. В. Чувашова. СПб.: Планета музыки, 2023. С. 4–23.
10. Чувашов А. В. Нотный копиист Д. С. Бортнянского в Италии — Джузеппе Бальдан // Д. С. Бортнянский. Мотеты / публикация, исследования и комментарии А. В. Чувашова. СПб.: Планета музыки, 2023. С. 30–34.
11. Catalogue of additions to the manuscripts in British Museum. 1882. 616 p.
12. Cozzi G. Una disavventura di pre Iseppo Baldan, copista del Galuppi // Galuppiana 1985: Studi e ricerche. Atti del convegno internazionale (Venezia, 28–30 ottobre 1985) / a cura di M. T. Muraro e F. Rossi. Firenze: Olschki, 1986. P. 127–132.
13. [Gradenigo P.] Notizie d’arte tratte dai Notatori e dagli Annali del N. H. Pietro Gradenigo / а cura di Lina Livan (Venice, La Reale Deputazione editrice 1942). 272 p.
14. [Lissner C.] Catalogue de Charles Lissner: contenant une elite de musique des compositeurs les plus célébres, tout anciens que modernes, enrichie des derniers ouvrages sortis tout recemment, qui se vendent dans la librairie pres du Pont-bleu maison de Gounaropoullo No. 138. A St. Petersbourg: de l’imprimérie de l’Académie des sciences, 1811. 216 р.
15. Mooser R.-A. Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIIImе siècle: en 3 tomes. T. II: L’epoque glorieuse de Catherine II (1762–1796). Geneva: Mont-Blanc, 1951. 680 p.
16. Passadore F., Rossi F. Il Teatro San Benedetto di Venezia: cronologia degli spettacoli (1755–1810). Venezia, Edizioni Fondazione Levi, 2003. LXII, 522 p.
17. Stockigt J. B. Italian Sacred Music Listed in the Catalogue of Dresden’s Catholic Court Church, 1765 // Musicologica Brunensia. 2018. Vol. 53. Issue 2. P. 221–237. https://doi.org/10.5817/MB2018-2-11.
18. Stockigt J. B., Talbot M. Two More New Vivaldi Finds in Dresden // Eighteenth-Century Music. Vol. 3. Issue 1 (March 2006). P. 35–61. https://doi.org/10.1017/S1478570606000480.
19. Talbot M. Another Vivaldi Work Falsely Attributed to Galuppi by Iseppo Baldan: A New Laetatus sum for Choir and Strings in Dresden // Studi Vivaldiani. 2017. Vol. 17. P. 103–118.