О дихотомии «мужского» и «женского» в Пятой сонате Скрябина (на примере мотивной метрики)

Аннотация

В статье рассматривается драматургия Пятой сонаты Скрябина в контексте символической дихотомии «мужского» и «женского» —     одной из важных сквозных тем искусства начала XX века. Мужское и женское начала в музыке Скрябина символически отображаются в метрической конструкции мотивов: «мужские» направлены от неустоя к устою, «женские» —  наоборот. В основе концепции произведения идея о развития мира от «гендерной неопределенности» (интродукция) к поляризации «мужского» и «женского» (экспозиция), их борьбе и роковому столкновению (разработка) и, наконец, к их новому слиянию в экстатической коде. 

Использованная литература

1.   Гаспаров М. Л. Метр и смысл. М.: Фортуна ЭЛ, 2012. 416 с. 
2.   Гумилев Н. С. [Переводы стихотворные] // Письма о русской поэзии. М.: Современник, 1990. С. 69–74.
3.   Дельсон В. Ю. Скрябин: Очерки жизни и творчества. М.: Музыка, 1971. 430 с.
4.   Катуар Г. Л. Музыкальная форма. Ч. 1. Метрика. М.: Музгиз, 1934. 107 с.
5.   Левая Т. Н. А. Н. Скрябин // И стория русской музыки. Т. 10а. М.: Музыка, 1997. С. 5–68.
6.   Лобанова М. Теософ, теург, мистик, маг: Александр Скрябин и его время. М.: Петроглиф, 2012. 368 с. 
7.   Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм. М.: Музыка, 1967. 752 с. 
8.   Месхишвили Э. Фортепианные сонаты Скрябина. М.: Советский композитор, 1981. 272 с. 
9.   Орлов В. Феноменология любви А. Скрябина // Ученые записки. Вып. 5. М.: Мемориальный музей А. Н. Скрябина, 2005. С. 185–196. 
10.  Павчинский С. Э. Сонатная форма произведений Скрябина. М.: Музыка, 1979. 236 с. 
11.  Рубцова В. В. Александр Николаевич Скрябин М.: Музыка, 1989. 448 с. 
12.  Сабанеев Л. Л. Воспоминания о Скрябине. М.: Классика–XXI, 2000. 392 с. 
13.  Скрябин А. Н. [Записи] // Р усские пропилеи. Материалы по истории русской мысли и литературы. Т. VI. М.: Сабашниковых, 1919. С. 97–247.
14.  Холопов Ю. Н. Введение в музыкальную форму. М.: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2006. 432 с. 
15.  Ballard L., Bengtson M. The Alexander Scriabin Companion: History, Performance, and Lore. Lanham: Rowman & Littlefield Publishers, 2017. 422 p.
16.  Garcia S. Scriabin’s Symbolist Plot Archetype in the Late Piano Sonatas // 19th-Century Music. 2000. Vol. 23. No. 3. Р. 273–300.
17.  Smith K. “A Science of Tonal Love”? Drive and Desire in Twentieth-Century Harmony: The Erotics of Skryabin //  Music Analysis. 2010. Vol. 29. No. 1–3. P. 234–263.