О парадигмах музыкальной композиции

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о возможных прообразах— моделях, парадигмах— чистой инструментальной музыки в европейской культуре Нового времени. Среди таких парадигм выделяются: речевое вербальное высказывание, жест— танец— ритуал, закономерности природных процессов (биологические, физико-математические и т. п.). Исследуется соотношение указанных парадигм в европейской музыке различных эпох и стилей, а сами парадигмы подвергаются анализу. Особое внимание уделено проблеме осознания парадигм новейшей музыки, что существенно облегчает ее восприятие.

Использованная литература

1. Воронцов Ю. Мы вступили в эпоху прощания с интонацией. Интервью с И. Севериной // Играем с начала. 2013. №3 (108). С. 5–6.

2. Гульд Г. Избранное: в 2 кн. / пер. В. Бронгулеева, А. Хитрука. М.: Классика-XXI, 2006. Кн. 2. 216 с.

3. Зенкин К. В. Музыка— Эйдос— Время. А. Ф. Лосев и горизонты современной науки о музыке. М.: Памятники исторической мысли, 2015. 464 с.

4. Зенкин К. В. Стравинский в контексте исторической смены парадигмы музыкального искусства // Научный вестник Московской консерватории. 2018. №1. С. 34–53.

5. Зубова О. В., Кюрегян Т. С. Средневековые и ренессансные танцы: Музыка в движении. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2018. 276 с.

6. Конен В. Дж. Театр и симфония. Роль оперы в возникновении классической симфонии. 2‑е изд. М.: Музыка, 1974. 376 с.

7. Мазель Л. А. Достояние отечественной культуры. Работы последних десятилетий о ритме // Музыкальная академия. 1995. №2. C. 130–139.

8. Стравинский И. Ф. Диалоги. Воспоминания. Размышления. Комментарии. Л.: Музыка, 1971. 414 с.

9. Холопов Ю. Н. Вклад Веберна в музыку XX века // «И свет во тьме светит». О музыке Антона Веберна. 1945–1995. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 1998. С. 31–44.

10. Холопов Ю., Кириллина Л., Кюрегян Т., Лыжов Г., Поспелова Р., Ценова В. Музыкально-теоретические системы: Учебник для историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2006. 632 с.

11. Холопова В. Н. О прототипах функций музыкальной формы // Проблемы музыкальной науки. Вып. 4. М.: Советский композитор, 1979. С. 4–22.

12. Христианство. Т. 2 (Л— С). М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. 671 с.

13. Hindemith P. Unterweisung im Tonsatz. Bd. 1. Theoretischer Teil. Mainz: B. Schott’s Söhne, 1940. 260 S.

14. Lévi-Strauss C. Mythologiques. Du Miel aux Cendres. Paris: Plon, 1966. 454 p.