На примере некоторых произведений Листа, в том числе Сонаты си минор, в статье рассматривается специфика романтического формообразования, протекание формы во времени и неоднозначность композиционных функций — в тесной связи с использованием гармонических структур. Представлено существенное нарастание черт «открытой формы» (термин И. А. Барсовой) от произведений центрального периода («Долина Обермана», Соната) к позднему творчеству (симфоническая поэма «От колыбели до могилы», ряд фортепианных пьес). Отмечаются композиционно-временные особенности произведений позднего Листа, вышедшего за пределы романтической поэтики.
1. Барсова И. А. Симфонии Густава Малера. М.: Сов. Композитор, 1975. 495 с.
2. Цуккерман В. А. Соната си минор Ф. Листа. М.: Музыка, 1984. 112 с.