О роли «значимых тональностей» (tonalités significatives) в музыкально‑драматических произведениях Венсана д’Энди

Аннотация

Статья посвящена анализу тональных связей в следующих музыкально-драматических произведениях Венсана д’Энди: драматической легенде «Песнь о колоколе» и трех операх — «Фервааль», «Чужестранец» и «Легенда о святом Христофоре». Одним из ключевых композиционных аспектов любого сочинения, по мнению д’Энди, является конструктивный принцип, основанный на повторении тональностей с закрепленной семантикой («значимых тональностей»), который композитор выводит из анализа ораторий С. Франка и драм Р. Вагнера, а затем применяет в своих опусах. Уже в «Песни о колоколе» наблюдается определенный спектр тональностей, которые в дальнейшем приобретут устойчивую семантику в трех «вагнерианских» операх. В каждом последующем произведении система тональных соотношений разветвляется и усложняется, что позволяет композитору предельно точно отобразить символический смысл происходящего на сцене. Помимо применения «значимых тональностей», д’Энди формирует систему тональных центров, которая полностью отражает драматургию оперы. В последней вагнерианской опере «Легенда о святом Христофоре» наравне с определенным кругом тональностей существенное значение приобретают различные ладовые структуры. Их семантическая составляющая может послужить предметом отдельного исследования.

Использованная литература

1.  Калошина Г. Е. Жанровые особенности и концепция оратории С. Франка «Заповеди блаженства» //  Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2014. № 1 (134). С. 222–229. URL: http://vestnik.adygnet.ru/files/2014.1/2945/222-229.pdf (дата обращения: 03.11.2020).
2.  Касимова А. Р. Авторский анализ симфонических произведений Венсана д’Энди: к проблеме французской терминологии // Журнал Общества теории музыки. 2019. № 4 (28). С. 78–88. URL: http://www.journal-otmroo.ru/sites/journalotmroo.ru/files/2019_4_%2828%29_6_Kasimova_D%27Indy%27s_Analysis.pdf (дата обращения: 03.11.2020).
3.  Indy V. d’. Beethoven. Paris: H. Laurens, 1911. 148 p.
4.  Indy V. d’. César Franck. Paris: Félix Alcan, 1906. 253 p.
5.  Indy V. d’. César Franck //  Écrits de Vincent d’Indy: Volume 1 (1877–1903) /  rassemblés et présentés par Gilles Saint Arroman. Arles: Editions Actes Sud /  Palazzetto Bru Zane, 2019. P. 481–504.
6.  Indy V. d’. Cours de composition musicale. Deuxième livre —  première partie /  Rédigé avec la collaboration de Auguste Sérieyx. Paris: Durand et Cie, 1909. 500 p.
7.  Indy V. d’. Cours de composition musicale. Deuxième livre —  seconde partie /  Rédigé avec la collaboration de Auguste Sérieyx. Paris: Durand et Cie, 1933. 340 p.
8.  Indy V. d’. Cours de composition musicale. Premier livre /  Rédigé avec la collaboration de Auguste Sérieyx. 6e Édition. Paris: Durand et Cie, 1912. 228 p.
9.  Indy V. d’. Cours de composition musicale. Troisième livre /  Rédigé par Guy de Lioncourt. Paris: Durand et Cie, 1950. 372 p.
10.  Indy V. d’. Richard Wagner et son influence sur l'art musical français. Paris: Delagrave, 1930. 93 p.
11.  Saint Arroman G. Considérations sur la genèse et la théorie de la «forme cyclique» chez Vincent d’Indy // Musurgia. Analyse et Pratique Musicales. 2019. Volume XXVI/1: Les formes cycliques I. P. 7–22.
12.  Vallas L. Vincent d’Indy. Vol. 2. Paris: Albin Michel, 1950. 394 p.
13.  Wagner R. Oper und Drama. Dritter Teil: Dichtkunst und Tonkunst im Drama der Zukunft. Leipzig: Weber, 1852. 247 S.