О русских теоретических концепциях истории музыки

Аннотация

Как известно, музыкознание подразделяется на теоретическое и историческое. В Германии теоретическое музыкознание называют «систематическим» и также противопоставляют историческому. Такое разделение, по-видимому, является своеобразным отражением издавна принятого деления всех наук на «точные» и «гуманитарные», с явно или неявно подразумеваемым предпочтением «точных» наук, использующих в той или иной мере математический аппарат.
Отнесение музыки к математическим наукам, имевшее место в Средневековье (квадривиум: музыка, арифметика, геометрия, астрономия, ― в противоположность тривиуму: грамматике, диалектике и риторике), имело совершенно объективные основания в математически точном освоении и расчислении музыкальной материи — звукоряда, интервалов, ладов, ритмов etc. И даже в Новое время,
когда математический статус музыки ушел в прошлое, многие музыкальные «технологические» теории (например, теория подвижного контрапункта С. И. Танеева, учения о гармонии и метрике Г. Римана, учения о ладах Б. Л. Яворского, О. Мессиана и др.) обладали той систематичностью, точностью, самодостаточностью и законченностью, которая присуща построениям математики.

Использованная литература

1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. 376 с.

2. Игорь Глебов [Асафьев Б. В.]. Теория музыкально-исторического процесса как основа музыкально-исторического знания // Задачи и методы изучения искусств. Пб.: ACADEMIA, 1924. С. 65–80.

3. Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики // А. Ф. Лосев. Форма — Стиль — Выражение. М.: Мысль, 1995. С. 65–80.

4. Музыкально-теоретические системы: учебник для историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов / Ю. Холопов, Л. Кириллина, Т. Кюрегян, Г. Лыжов, Р. Поспелова, В. Ценова. М.: Композитор, 2006. 632 с.

5. С. И. Танеев. Жизнь и творчество. К вопросу о создании музея композитора: проспект. М.: Союзрекламкультура, 1992. 32 c.

6. Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973. 448 с.

7. Соколов А. С. Музыкальная композиция XX века: Диалектика творчества. М.: Музыка, 1992. 230 с.

8. Холопов Ю. Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке: сб. статей / Сост. А. М. Гольцман, общ. ред. М. Е. Тараканова. М.: Советский композитор, 1982. С. 52–104.

9. Чередниченко Т. Современная марксистско-ленинская эстетика музыкального искусства. М.: Советский композитор, 1988. 320 с.

10. Яворский Б. Л. Запечатление музыкальной стихии как летопись человеческого бытия. ГЦММК им. М. И. Глинки, ф. 146, ед. хр. 4558.

11. Яворский Б. Л. Принципы фаз. ГЦММК им. М. И. Глинки, ф. 146, ед. хр. 406.

12. Яворский Б. Л. Эпохи. ГЦММК им. М. И. Глинки, ф. 146, ед. хр. 4794.