О традиции одного шедевра. «Лунная соната»: Л.Бетховен — Д.Шостакович — В.Рябов — В.Екимовский

Аннотация

В статье исследуются особенности композиторских интерпретаций «Лунной сона­ты» Л.Бетховена, выполненных в Альтовой сонате Д.Шостаковича, «Трех роман­тических пьесах» В.Рябова и Композиции № 60 В.Екимовского. В конце XX века в искусстве полностью изменились отношения «прошлое — современное», «свое — чужое», что привело к появлению сочинений, интерпретирующих шедевры прошло­го. В музыке особой популярностью стала пользоваться «Лунная соната». Созданные на ее основе сочинения, рассмотренные в статье, несмотря на различия в концепци­ях развивают традиции бетховенского опуса. Среди них: особое эмоциональное со­стояние; многослойность смыслов, стилей, форм и жанров; линеарное строение му­зыкальной ткани с характерными полутоновыми сдвигами.

Использованная литература

1. Бобровский В. Последнее сочинение Шостаковича // Проблемы музы кальной науки. Вып. 6. М.: Советский композитор, 1985. С. 55–71.

2. Бобровский В. Соната Бетховена «Quasi una fantasia» cis-moll («Лунная») // Бетховен: Сб. ст. Вып. 2 / ред.-сост. Н. Фишман. М.: Музыка, 1972. С. 5–28.

3. Высоцкая М. Между логикой и парадоксом: композитор Фарадж Караев. М., 2012. 568 с.

4. Григорьева Г. Владимир Рябов: полистилистика или единый стиль? // Советская музыка. 1989. № 9. С. 20–26.

5. Гаевский В. Путь Ноймайера // Дама с камелиями. Балет Джона Ноймайера: Буклет / ред.- сост. В. Вязовкина. М.: Лит.-изд. отд. Большого театра России, 2014. С. 75–79.

6. Гуляницкая Н. Методы науки о музыке: Исследование. М.: Музыка, 2009. 256 с.

7. Екимовский В. Автомонография. М.: Музиздат, 2008. 479 с.

8. Иванова С. Последний романтик академической музыки // Челябинский рабочий. 2000. 1 ноября. URL: http://www.mediazavod.ru/articles/1590 (дата обращения: 16.05.2014).

9. Имдаль М. Опыт другого видения: статьи об искусстве X–XX веков / Пер. с не м. А. Вайс-банд. Изд. 2-е, испр. и доп. Киев: Дух i Лiтера, 2011. 488 с.

10. Кристева Ю. Слово, диалог и роман // Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М.: РОССПЭН, 2004. 656 с.

11. Присяжнюк Д. Риторические метаморфозы, или «Посиделки под луной» В. Екимовского // Музыка в постсоветском пространстве / сост. и ред. Б. Гецелев. Нижний Новгород: НГК им. М. И. Глинки, 2001. С. 54–63.

12. Раку М. Музыкальный постмодернизм: интертекстуальные аспекты // Процессы музы кального творчества. Вып. 6. Сб. тр. № 162 / ред.-сост. Е. Вязкова. М.: РАМ им. Гнесиных, 2003. С. 123–144.

13. Рябов В. Сохранится ли огонь в сосуде? // Советская музыка. 1991. № 9. С. 2–8.

14. Савенко С. Авангард и советская музыка // Музыка в постсоветском пространстве / сост. и ред. Б. Гецелев. Нижний Новгород: НГК им. М. И. Глинки, 2001. С. 39–53.

15. Соколов И. По направлению к Альтовой сонате // Музыкальная академия. 2006. № 3. С. 42–48.

16. Шульгин Д. Современные черты композиции Виктора Екимовского. Ред. 2-я. М.: ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, 2013. 611 с. URL: http://dishulgin.narod.ru/ekimovskysochin.html (дата обращения: 28.03.2014).

17. Эйнштейн А. Моцарт. Личность. Творчество / пер. с не м. под ред. Е. Черной. М.: Музыка, 1977. 454 с.

18. Green E. A New Look at the Ployer/Attwood Notebooks, Or, Mozart: A Teacher of Chromatic Completion // Проблемы музы кальной науки. 2013. № 1 (12). С. 141–145.

19. Green E. Beethoven and Elliptical Tonality // Проблемы музы кальной науки. 2012. № 1 (10). С. 201–204.

20. Hyde M. Neoclassic and Anachronistic Impulses in Twentieth-Century Music // Music Theory
Spectrum. Vol. 18. No. 2 (Autumn, 1996). P. 200–235.