Цель статьи — проанализировать и понять теорию А. В. Михайлова о «простых» и «трудных» текстах в различных видах искусств — в литературе, музыке и их синтетических формах. С этой целью высказывания выдающегося филолога помещаются в широкий историко-художественный контекст (на что они были прямо нацелены и у Михайлова, но этот контекст был только контурно обозначен в его тексте). Устанавливаются различные причины «сложности» (смысловой закрытости) текстов в старинном и новейшем искусстве, различные механизмы передачи информации, как и различия в сути самой информации. Также обосновывается специфика «простоты» (открытости смыслов) большинства литературных и музыкальных текстов XIX века.
1. Зенкин К. В. Стравинский в контексте исторической смены парадигмы музыкального искусства // Научный вестник Московской консерватории. Том 9. Выпуск 1 (март 2018). С. 34–53. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2018.32.1.02.
2. Лотман Ю. М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Ю. М. Лотман. Избранные статьи в 3-х томах. Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: Александра, 1992. С. 243–247.
3. Михайлов А. В. Вольфганг Амадей Моцарт и Карл Филипп Мориц // А. В. Михайлов. Языки культуры: Учебное пособие по культурологии. М.: Языки русской культуры, 1997. С. 748–757.
4. Михайлов А. В. Поэтические тексты Антона Веберна // «И свет во тьме светит». О музыке Антона Веберна (1945–1995). М.: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 1998. С. 57–70. (Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Сб. 21).
5. Михайлов А. В. Слово и музыка. Музыка как событие в истории Слова // Слово и музыка. Памяти А. В. Михайлова: Материалы научных конференций. М.: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2002. С. 6–23. (Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Сб. 36).
6. Regards croisés sur Bernd Alois Zimmermann. Actes du colloque de Strasbourg 2010 / Edités par P. Michel, H. Henrich et Ph. Albèra. Genève: Contrechamps Edition, 2012. (Essais sur les œuvres). https://doi.org/10.4000/books.contrechamps.810.
7. Toop R. Kathinkas Gesang als Luzifers Requiem // R. Toop. Six Lectures from the Stockhausen Courses Kürten 2002. Kürten: Stockhausen-Verlag, 2005. S. 99–128.