О значении музыки в философии Анри Бергсона

Аннотация

Разъясняя главную идею своей концепции — идею конкретного времени, или длительности (la durée), Бергсон часто обращался к примерам из области музыки. Мелодия предстает в данном плане как ведущая метафора длительности, передающая непрерывное заимопроникновение изменчивых состояний сознания, т. е., согласно Бергсону, временную организацию душевной жизни. Исследователи по-разному толкуют роль музыки в концепции французского философа. Некоторые из них полагают (и доказывают), что музыка принципиально, глубинным образом связана с учением Бергсона о времени. Другие утверждают, что примеры из сферы музыки скорее служат своего рода иллюстрациями, помогающими лучше понять суть его воззрений, но не имеют особого, метафизического значения, отсылающего к основаниям его учения. Автор статьи, опираясь на основные работы и переписку мыслителя, приводит ряд аргументов в пользу первого подхода, наделяющего музыку в трактовке Бергсона глубоким философским смыслом. 

Использованная литература

1.     Августин Аврелий. Исповедь // Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий. М.: Республика, 1992. С. 7–222.
2.     Бергсон А. Восприятие изменения //  Философия творчества. Ежегодник /  Ред. Смирнова Н. М., Бескова И. А. М.: ИИнтеЛЛ, 2017. С. 107–128.
3.     Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994. 384 с.
4.     Бергсон А. Избранное: Сознание и жизнь. М.: РОССПЭН, 2010. 399 с.
5.     Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания // Бергсон А. Собр. соч.: в 4 т. Т. 1. М.: Московский клуб, 1992. 327 с.
6.     Бергсон А. Творческая эволюция. М.: Канон-пресс; Кучково поле, 1998. 384 с.
7.     Гуссерль  Э.  Феноменология  внутреннего  сознания  времени //  Гуссерль  Э. Собр. соч. Т. 1. М.: Гнозис, 1994. 162 с.
8.     Марсель Г. Бергсонизм и музыка // Логос. Философско-литературный журнал. 2009. № 3. С. 209–217.
9.     Ровенко Е. В. Время в философском и художественном мышлении: Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон. М.: Прогресс-Традиция, 2016. 840 с.
10.   Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Шопенгауэр А. Собр. соч.: в 5 т. Т.  1. М.: Московский клуб, 1992. 395 с.
11.    Benrubi I. Souvenirs sur Henri Bergson. Neuchâtel; Paris: Delachaux et Niestle S. A., 1942. 136 p.
12.   Bergson H. Correspondances / Textes publiés et annotés par A. Robinet. P.: PUF, 2002. 1705 p.
13.   Corbier C. Bachelard, Bergson, Emmanuel. Mélodie, rythme et durée //  Archives de Philosophie. Vol. 75. No. 2 (2012 Avril–juin). P. 291–310.
14.   Jankélévitch V. Henri Bergson. 4e éd. P.: Quadrige, 2015. 300 p.
15.   Kisukidi N. Y. Bergson ou l’humanité créatrice. P.: CRNS Editions, 2013. 308 p.
16.   Worms F. Le vocabulaire de Bergson. P.: Ellipses Editions Marketing S. A., 2000. 65 p.