Об исполнении фортепианных пьес Шёнберга

Аннотация

В статье подробно рассматриваются взгляды Шёнберга на исполнительское искусство на материале его статей, писем и заметок, многие из которых неизвестны русскоязычному читателю. Анализируются исполнительские ремарки Шёнберга (в особенности темповые), а также изобретенные им обозначения различных типов артикуляции. Даются сравнительные характеристики интерпретаций фортепианной музыки Шёнберга, записанных в разные годы выдающимися пианистами.

Использованная литература

1. Асафьев Б. О музыке XX века. Л.: Музыка, 1982. 200 с.

2. Власова Н. Творчество Арнольда Шёнберга. М.: ЛКИ, 2007. 528 с.

3. Казанцева Ю. Как менялся интерес к фортепианному творчеству Шёнберга // Музыкальная
Академия. 2012 (2). С. 103–105.

4. Лосева О. А. Шёнберг и теоретические проблемы исполнения // Современное
исполнительство: к проблеме интерпретации музыки ХХ века: Материалы научно-
практической конференции в ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова. М., 2003. С. 20–30.

5. Холопова В. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины ХХ века. М.:
Музыка, 1971. 304 с.

6. Чинаев В. Додекафонно-сериальное произведение: стиль и исполнительская поэтика //
Музыкальное исполнительство и современность: сб. статей. Вып. второй / Научные труды
Московской государственной консерватории. Сб. 19. М., 1997. С. 60–83.

7. Шёнберг А. Письма. СПб.: Композитор, 2001. 463 с.

8. Шёнберг А. Стиль и мысль. Статьи и материалы / сост., пер., коммент. Н. Власовой
и О. Лосевой. М.: Композитор, 2006. 518 с.

9. Шёнберг в Америке: «Невозможно было избежать его влияния…» / автор вступит. текста
и интервьюер Н. Власова // Музыкальная академия. № 2. 2000. С. 140–145.

10. Arnold Schoenberg interviewed by Rose Bampton (1949?): Transcription. URL: http://www.
schoenberg.at/index.php?option=com_content&view=article&id=960%3Avr01&Itemid=716&lang=
en
(дата обращения 21.04.2013).

11. Bagan C. D. Performance Practice Considerations in Schoenberg’s Fünf Klavierstücke op. 23.
PhD thesis. The University of British Columbia. Vancouver, 2012. 131 p. URL: https://circle.
ubc.ca/bitstream/handle/2429/43771/ubc_2013_spring_bagan_christopher.pdf?sequence=1 (дата
обращения: 21.04.2013).

12. Brinkmann R. Preface. Detailed Notes on Interpretation // А. Schönberg. Ausgewählte Klaviermusik
/ pref., critical notes by R. Brinkmann, comments by P. Roggenkamp. Wien: Wiener
Urtext Edition, 1995. P. 11–16, 89–93.

13. Cramer A. The Schoenberg Circle’s Utopian Performance Practice. http://pages.pomona.
edu/~awc04747/ams96/ams96.html
(дата обращения: 21.04.2013).

14. Eduard Steuermann // J. Summers. A–Z of Pianists. Biographies of 300 great pianists: Booklet
with 4 CD. Naxos 8.558107–10. 870 p. URL: http://www.naxos.com/person/Eduard_Steuermann/
16142.htm
(дата обращения: 21.04.2013).

15. Rodriguez J. Conversation with a Legend // Schoenberg / еd. by M. Armitage. N. Y.: G. Shirmer,
1937. Р. 135–156. http://schoenberg.at/index.php?option=com_content&view=article&id=483&Itemid=
712&lang=en
(дата обращения: 21.04.2013).

16. Roggenkamp P. Interpreting Schönberg at the Piano // А. Schönberg. Ausgewählte Klaviermusik
/ pref., critical notes by R. Brinkmann, comments by P. Roggenkamp. Wien: Wiener Urtext
Edition, 1995. P. 87–88.

17. Schoenberg A. Explanatory Notes // A. Schoenberg. Concerto for Piano and Orchestra op. 42.
N. Y., L.: G. Schirmer, 1944. P. 5.

18. Schoenberg А. Style and Idea. Selected Writings of Arnold Schoenberg / еd. by L. Stein. University
of Califоrnia, 2010. 559 р.

19. Schönberg A. [Preface to] Suite für Klavier // А. Schönberg. Ausgewählte Klaviermusik / pref.,
critical notes by R. Brinkmann, comments by P. Roggenkamp. Wien: Wiener Urtext Edition,
1995. P. 33.

20. Wayne Shoaf’s Schoenberg Discography. URL: http://www.usc.edu/libraries/archives/schoenberg/
as_disco/shoaf.htm (дата обращения: 21.04.2013).