Об одной неуловимой системе родства: Николай Рославец и его теория «тонального родства» синтетаккордов

Аннотация

По общепринятым представлениям техника синтетаккордов Рославца заключается в свободном чередовании транспозиций избранного многозвучия. Подробное изуче­ние рукописей и авторских высказываний раскрывает, что идеи Рославца были иными. Синтетаккорд определялся как однозначная шестизвучная структура, которая объе­диняет в себе основные созвучия классической гармонии и являет собой ладотональность. Взаимоотношения же транспозиций синтетаккордов отражались в виде свое­образных схем «тонального родства». Принцип составления последних тесно связан с интересами Рославца в области теории музыки.

Использованная литература

1. Волков М. С. О музы кальных гаммах // Отечественные записки, учено-литературный журнал, издаваемый Андреем Краевским на 1841 год. Том XVI. Кн. II.: Науки и Художества. СПб.: А. Бородин и Ко, 1841. С. 53–78.

2. Воробьев И. С. [Вступительная статья] // Рославец Н. А. Квартет № 3 для двух скрипок, альта и виолончели. Партитура и партии. СПб.: Композитор, 2004. С. 3–5.

3. Воробьев И. С. [Вступительная статья] // Рославец Н. А. Квартет № 1. Партитура и партии. СПб.: Композитор, 2004. С. 2–6.

4. Гладышева А. Некоторые особенности гармонии Н. Рославца // Николай Рославец и его время. Материалы конференции «Идея синтеза искусств и пути развития русского и советского искусства 10-х — 20-х годов XX века» (февраль 1990 г.). Вып. 3. Брянск: Брянское
муз. училище, 1990. С. 24–47.

5. Григорьев С. Теоретический курс гармонии: Учебник. М.: Музыка, 1981. 477 с.

6. Журавлева А. Э. К проблеме «синтетаккорда» Н. Рославца // Фестиваль искусств имени Николая Рославца и Наума Габо. Материалы международной научно-теоретической конференции. Брянск, февраль 1994 года. Брянск: [б. и.], 1994. С. 49–57.

7. Захарова П. Трансформация тональности: Римский-Корсаков, Скрябин, Рославец // MUSICA THEORICA: Сб. ст. Вып. 10 / сост. Ю. Н. Холопов, В. С. Ценова. На правах рукописи. М.: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского. Кафедра теории музыки, 2004. С. 69–76.

8. Иглицкий М. Родство тональностей и задача об отыскании модуляционных планов / ред. А. Степанов // Музыкальное искусство и наука: сборник статей / сост. Е. В. Назайкинский. Вып. 2. М.: Музыка, 1973. С. 190–205.

9. Кнопф М. Современная теория музыки, выработанная практикой и свойствами существующих инструментов[,] и теория звуковой гармонии, основанная на естественных законах: с приложением статьи «О мелодии и подражаниях». М.: [б. и.], 1875. 106 с.

10. Лобанова М. Николай Андреевич Рославец и культура его времени. М.: Петроглиф, 2011. 383 с.

11. Mазель Л. A. Проблемы классической гармонии. М.: Музыка, 1972. 615 с.

12. Праут Э. Музыкальная форма: в двух выпусках / пер. с англ. С. Л. Толстого. Вып. I. М.: П. Юргенсон, ценз. 1900. 208 с.

13. Пучина А. Концерт для скрипки с оркестром Н. Рославца и его место в творческом наследии композитора: дипломная работа / науч. рук. доц. Э. В. Денисов. МГДОЛК. каф. инстр-ки. М., 1981. 61 с.

14. Рукавишников В. Н. Некоторые дополнения и уточнения системы тонального родства Н. А. Римского-Корсакова и возможные пути ее развития // Вопросы теории музыки / ред.-сост. Т. Мюллер. Вып. 3. М.: Музыка, 1975. С. 70–103.

15. Риман Г. Музыкальный словарь / пер. с 5-го не м. изд. Б. Юргенсона; под ред. и с доп. Ю. Энгеля; доп. русским отделом; сост. при сотрудничестве П. Веймарна, В. Преображенскаго, Н. Финдейзена, Ю. Энгеля, Б. Юргенсона и др. М.: П. Юргенсон, 1901. 1531 с.

16. [Рославец Н. А.] Ник. А. Рославец о себе и своём творчестве // Современная музыка. 1924. № 5. С. 132–138.

17. Северина И. М. «Гармониеформы» Н. Рославца как носитель драматургии (на примере Третьей пьесы «Трех сочинений для фортепиано») // Фестиваль искусств имени Николая Рославца и Наума Габо. Материалы международной научно-теоретической конференции. Брянск, февраль 1994 года. Брянск: [б. и.], 1994. С. 58–69.

18. Степанов В. П. Построение модуляции на основе родства строев. Пособие для лиц, ознакомленных с курсом гармонии. М.: П. Юргенсон, 1909. 68 с.

19. Ференц А. Николай Рославец и новая система организации звука // Фестиваль искусств имени Николая Рославца и Наума Габо. Материалы международной научно-теоретической конференции. Брянск, февраль 1994 года. Брянск: [б. и.], 1994. С. 122–133.

20. Холопов Ю. Н. Гармонический анализ: в 3-х частях. Часть третья. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. 193 с.

21. Холопов Ю. Н. Николай Рославец: волнующая страница русской музыки // Рославец Н. Сочинения для фортепиано. М.: Музыка, 1989. С. 5–12.

22. Холопов Ю. Н. О музыке Рославца // Рославец Н. А. Первая соната, Вторая соната для фортепиано. М.: Музыка, 1990. С. 3–7.

23. Шевалье Л. История учений о гармонии / под редакцией проф. М. В. Иванова-Борецкого. М.: Государственное музыкальное издательство, 1931. 223 с.

24. Mende W. Musik und Kunst in der sowjetischen Revolutionskultur. Köln — Weimar — Wien:
Böhlau, 2009. 664 S.

25. McKnight Ch. M. Nikolaj Roslavets: Music and Revolution: Diss. Cornell University, Ithaca.
N. Y., 1994. 562 p.