В статье ставятся теоретические вопросы о природе музыкальной драмы XIX–XX веков, касающиеся синтеза искусств, механизмов взаимодействия музыки, слова, театрального действия и т.д. На первом плане — рассмотрение исторически «крайних» явлений музыкальной драмы: оперного театра Вагнера и авангардных мистериальных действ (Штокхаузен). Теоретическая и практически-творческая части наследия композиторов исследуются во взаимосвязи, что позволяет переосмыслить некоторые ставшие привычными представления.
Одной из основных задач стало определение роли музыки в рассматриваемых формах синтеза искусств. От симфонизированной музыкальной драмы Вагнера и его последователей до различных форм «тотального музыкального театра» современности ее роль неуклонно возрастает. Одним из стимулов этого процесса является движение от театральности как таковой — к действам мистериального типа.
Аннотация