Примадонны Россини и Мейербера

Аннотация

В статье освещается процесс взаимодействия итальянских и французских традиций оперного пения во французской «большой» опере. Оперы Россини и его взгляды на вокальное искусство сыграли огромную роль в становлении вокально-регистровой диспозиции и сценических амплуа французской оперы конца двадцатых–тридцатых годов XIX века. Характеризуется сценическая деятельность певиц И. Кольбран, Дж. Пасты, Л. Чинти-Даморо, Ж. Дорюс-Гра и К. Фалькон, которые исполняли вокальные партии в операх Россини и Мейербера. Получив вокальное образование у итальянских педагогов, они привнесли в «большую» оперу колоратурный блеск итальянского bel canto, успешно соседствовавший с декламационной выразительностью французского стиля пения.

Использованная литература

1. Гиллер Ф. Беседы с Россини / пер. с нем. Е. Бронфин // Фраккароли А. Россини. Письма Россини. Воспоминания / пер. с итал., нем. и франц. М.: Правда, 1990. С. 446–472.

2. Давыдова М. А. Джакомо Мейербер. Его жизнь и музыкальная деятельность: биогр. очерк. СПб.: Тип. и хромолит. Траншель, 1892. 77 с.

3. Мишотт Э. Визит Рихарда Вагнера к Россини / пер. с франц. С. Левика // Фраккароли А. Россини. Письма Россини. Воспоминания / пер. с итал., нем. и франц. М.: Правда, 1990. С. 477–514.

4. Россини Дж. Избранные письма. Высказывания. Воспоминания / пер. с итал., франц. и нем., ред.-сост., авт. вступ. статьи и примеч. Е. Ф. Бронфин. Л.: Музыка, 1968. 232 с.

5. Симонова Э. Историческое содержание термина bel canto // Musiqi Dünyasi. 2012. № 1. URL: http://www.musigi-dunya.az/new/read_magazine.asp?id=1451&page=4

6. Стендаль. Жизнь Россини / пер. с франц. А. М. Шадрина // Стендаль. Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио. Жизнь Россини. М.: Музыка, 1988. С. 243–603.

7. Фраккароли А. Россини / пер. с итал. И. Константиновой // Фраккароли А. Россини. Письма Россини. Воспоминания / пер. с итал., нем. и франц. М.: Правда, 1990. С. 15–358.

8. Хоффман А. Е. Феномен бельканто первой половины ХIХ века: композиторское творчество, исполнительское искусство и вокальная педагогика. Дис. … канд. искусствоведения. М., 2008. URL: http://www.dissercat.com/content/fenomen-belkanto-pervoi-poloviny-xix-veka-kompozitorskoe-tvorchestvo-ispolnitelskoe-iskusstv

9. Les Annales Politiques, Morales et Littéraires. Paris., 1816. 23 Juin.

10. Azevedo A. Gioacchino Rossini: sa vie et ses oeuvres. Paris.: Heugel, 1864. 310 p.

11. Boigne C. (Baron de). Petits mémoires de l’Opéra. Paris.: Librairie nouvelle, 1857. 368 p.

12. Braud B. Une reine du chant Cornèlie Falcon // Bulletin historique, scientifique, littéraire, artistique et agricole. 1913. T. III.
P. 73–106.

13. Caprioli L. Singing Rossini // The Cambridge Companion to Rossini. London.: Cambridge University Press, 2004. P. 189–203.

14. Carpani G. Le Rossiniane ossia Lettere Musico-Teatrali. Padova: Tipografia della Minerva, 1824. 230 p.

15. Castil-Blaze. Théâtres lyriques de Paris: l’académie impériale de musique, histoire littéraire, musicale, chorégraphique, pittoresque, morale, critique, facétieuse, politique et galante de ce théâtre de 1645 à 1855: in 2 Tomes. T. II. Paris.:
Castil-Blaze, 1855. 512 p.

16. Caswell A. Mme Cinti-Damoreau and the Embellishment of Italian Opera in Paris: 1825–45 // Journal of the American Musicological Society. 1975. № 28. Р. 459–492.

17. Celletti R. La vocalità romantica // Storia dell’opera / ideata da G. Barblan, diretta da A. Basso. 3 vol. 6 t. Vol. III. T. I. Torino: UTET, 1977. P. 1–261.

18. Chorley H. Thirty years musical recollections: in 2 Vols. Vol. I. L.: Hurst and Blackett, 1862. 312 p.

19. Courrier des spectacles. P., 1821. 14 Juin.

20. Le Drapeau blanc. P., 1821. 11 Juin.

21. Emerson I. Five Centuries of Women Singers. Westport, Conn.: Praeger, 2005. XIII, 331 p.

22. Escudier frères (M.-P.-Y. et L.) Études biographiques sur les chanteurs contemporains, précédées d’une esquisse sur l’art du chant. Paris: J. Tessier, 1840. 248 p.

23. Forbes E. Banderali, Davide // The New Grove Dictionary of Music and Musicians: in 29 vols. / ed. S. Sadie. L.: Macmillan, 2001. Vol. II. P. 651–652.

24. Forbes E. Bordogni, Giulio (Marco) // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / ed. S. Sadie. 29 vols. L.: Macmillan, 2001. Vol. III. P. 893–894.

25. Forbes E. Catalani, Angelica // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / ed. S. Sadie. 29 vols. L.: Macmillan, 2001. Vol. V. P. 277–278.

26. Forbes E. Dugazon L.-R. // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / ed. S. Sadie. 29 vols. L.: Macmillan, 2001.
Vol. VII. P. 668.

27. Forbes E. Grassini, Josephina [Giuseppina] (Maria Camilla) // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / ed. S. Sadie. 29 vols. L.: Macmillan, 2001. Vol. X. P. 303.

28. Gossett P. Rossini // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / ed. S. Sadie. 29 vols. L.: Macmillan, 2001.
Vol. XXI. P. 734–768.

29. Harris E. T. Portamento (i) // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / ed. S. Sadie. 29 vols. L.: Macmillan, 2001.
Vol. XX. P. 182–183.

30. Le Journal des débats politiques et littéraires. P., 1822. 25 Avril.

31. Lacombe H. The “mashine” and the state // The Cambridge Companion to Grand Opera / ed. by D. Charlton. Cambridge University Press, 2003. P. 21–42.

32. Meyerbeer G. Briefwechsel und Tagebücher / hg. von H. Becker. Band II: 1825–1836. Berlin: Walter de Gruyter, 1970. 725 S.

33. The Morning Post. L., 1817. 13 January.

34. Pitou S. The Paris Opéra: An Encyclopedia of Operas, Ballets, Composers, and Performers. Growth and Grandeur, 1815–1914: in 2 Vols. N. Y.: Greenwood Press, 1990. Vol. II. 768 p.

35. Poggi C. Le medaglie di Giuditta Pasta / Rivista italiana di numismatica. 1889. P. 517–535.

36. Poriss H. Changing the Score: Arias, Prima Donnas, and the Authority of Performance. N. Y., Oxford: Oxford University Press, 2009. VIII, 226 p.

37. La Quotidienne. P., 1822. 28 Avril.

38. Revue et gazette musicale de P., 1841. 18, 21 février.

39. Smart M. A. Roles, reputations, shadows: singers at the Opéra, 1828–1849 // The Cambridge Companion to Grand Opera. Cambridge, 2003. P. 108–128.

40. Stern K. A Documentary Study of Giuditta Pasta on the Opera Stage. Ph. D. dis. N. Y., 1983. VI, 271 p.