The Problem of “Le Mineur Inverse” and Its Riemannian Origin from the Point of View of Vincent d’Indy

Проблема «инверсионного минора» и ее риманианские корни в интерпретации Венсана д’Энди
Аннотация

Статья посвящена оригинальной концепции «инверсионного минора», предложенной Венсаном д’Энди. Отравной точкой для рассуждений французского музыканта становится теория унтертонов весьма почитаемого им Хуго Римана. При этом, развивая идеи немецкого теоретика, д’Энди распространяет принцип симметрии рядов обертонов и унтертонов на структуру звукорядов (мажорного и минорного), а также на функциональную систему ладов. Минорный звукоряд строится сверху вниз (устоем и точкой отсчета становится верхний звук гаммы), а трезвучие, отстраивающееся от пятого сверху звука (второго устоя лада), трактуется как доминанта (в отличие от римановской трактовки подобного созвучия). Однако конструкция д’Энди, стройная в теории, оказывается неприменимой на практике без ряда оговорок: в частности, анализируя музыку Бетховена и собственную, д’Энди определяет конкретную высотную позицию минора так, будто бы его тоника— не верхний звук гаммы, а пятый сверху (что соответствует естественному слуховому восприятию, но не соответствует провозглашенному д’Энди принципу полной симметрии всех компонентов мажорного и минорного ладов). Стремясь, очевидно, избежать обвинений в произвольном построении столь необычного лада, д’Энди обосновывает с исторической точки зрения логичность «инверсионного минора». Он приводит в пример народные мелодии и адресует к средневековой монодии, а также обращает внимание на попытки Л. ван Бетховена возродить модальную систему восьми церковных тонов (фр. modes ecclésiastiques) в поздних квартетах cis-moll и a-moll. Свою миссию композитора и педагога д’Энди, судя по его лекциям, собранным в «Курсе музыкальной композиции», видит в том, чтобы идти по аналогичному пути, освобождая творческую практику от засилья «искусственного минора».

Использованная литература

1. Кириллина Л. В. Бетховен. Жизнь и творчество: в 2 т. Том II. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. 590 c.

2. Deruchie A. The French Symphony at the Fin de siècle: Style, Culture, and the Symphonic Tradition. A thesis submitted to McGill University in partial fulfillment of the requirements of the degree of Ph. D in Musicology. Montreal, Schulich School of Music, McGill University, 2008. 368 p.

3. Dukas P. La Deuxième Symphonie de Vincent d’Indy // Les écrits de Paul Dukas sur la musique / Avant-propos de G. Samazeuilh. Paris: Société d’édition française et internationales, 1948. P. 608–610. (Musique et Musiciens / Collection publiée sous la direction de F. Bonnet-Roy, R. Dumesnil, B. Gavoty).

4. Indy V. d’. Chansons populaures du Vivarais op. 52 // Écrits de Vincent d’Indy. Vol. 1: 1877–1903 / rassemblés et présentés par Gilles Saint Arroman. Arles: Actes Sud / Palazzetto Bru Zane, 2019. P. 422–446.

5. Indy V. d’. Cours de composition musicale. Premier livre / Rédigé avec la collaboration de Auguste Sérieyx. 6e Édition. Paris: Durand et Cie, 1912. 228 p.

6. Indy V. d’. Cours de composition msusicale. Deuxième livre— seconde partie / Rédigé avec la collaboration de Auguste Sérieyx. Paris: Durand et Cie, 1933. 340 p.

7. Indy V. d’. Méthode Ergo pour l’étude simultanée de l’harmonie et du contrepoint // Écrits de Vincent d’Indy. Vol. 1: 1877–1903 / rassemblés et présentés par Gilles Saint Arroman. Arles: Actes Sud / Palazzetto Bru Zane, 2019. P. 260–261.

8. Kieffer A. Riemann in France: Jean Marnold and the “Modern” Music-Theoretical Ear // Music Theory Spectrum. Vol. 38. No. 1 (Spring 2016). P. 115.

9. Riemann H. Vereinfachte Harmonielehre oder die Lehre von den tonalen Funktionen der Akkorde. Zweite Auflage. London: Augener, s.d. VIII, 213 S. (Augener’s Edition, No. 9197).

10. Saint Arromain G. Introduction // Écrits de Vincent d’Indy. Vol. 1: 1877–1903 / rassemblés et présentés par Gilles Saint Arroman. Arles: Actes Sud / Palazzetto Bru Zane, 2019. P. 11–75.

11. Saint-Saëns C. The Ideas of M. Vincent d’Indy // C. Saint-Saëns. Outspoken Essays on Music / authorised translation by Fred Rothwell. London: Kegan Paul, Trench, Trubner; New York: E. P. Dutton, 1922. P. 151.

12. Vallas L. Vincent d’Indy. T. 2: La maturité, la vieillesse (1886–1931). Paris: Albin Michel, 1950. 394 p.

13. Venturino S. Beyond the Rhine: Harmonic Dualism in Vincent d’Indy’s Cours de composition musicale: Abstract. URL: https://www.esm.rochester.edu/theory/files/SMTAbstract-2019‑Venturino.pdf (дата обращения: 01.10.2020).

14. Venturino S. Beyond the Rhine: Harmonic Dualism in Vincent d’Indy’s Cours de composition musicale: Handout. URL: https://www.esm.rochester.edu/theory/files/ Venturino-Handout-ETC-25‑October-2019.pdf (дата обращения: 01.10.2020).